Суд над Верховным Магситром и легенды о тамплеерах
Легенда о проклятии
Согласно Готфриду Парижскому, Жак де Моле, взойдя на костер, вызвал на Божий Суд Филиппа IV, Ногаре и Климента V. Очевидно, практика вызова на Божий Суд связана с верой в высшую справедливость, перед лицом которой виновные отвечают жизнью. На Божий Суд вызывали в предсмертном состоянии — это было последние желание умирающего. Согласно средневековым представлениям, последняя воля, последнее желание умирающего выполняется. Такая точка зрения не является характерной только для Средневековья. Взгляд этот мы можем встретить в разные периоды истории человечества в абсолютно разных регионах. Отголоски такого рода представлений практически дошли до Нового времени — последнее желание перед гильотиной например, или современная практика завещания — весь смысл которого и заключается в точном исполнении воли покойного.
Таким образом, Божий Суд из испытаний раскаленным железом, кипящей водой и судебных поединков в XIV веке превратился в рассмотрение дела перед лицом Бога, где истец — покойник, а ответчики — живы. Практика такого рода судов была достаточно обычной и Г. Ли приводит несколько примеров вызовов на Божий Суд. Нет ничего необычного, таким образом, в вызове Великим Магистром своих виновников на Божий Суд. Постепенно практика таких судов была забыта, и сознание недобросовестных историков создало легенду о проклятии тамплиеров. Эта легенда была широко раздута и послужила одним из оснований для приписываний Ордену различных магических практик.
Так или иначе все трое вызванных умерли в течение года. По поводу причин их смерти до настоящего времени существуют различные версии: от обычных физических до оккультных. Для нас сейчас не имеет ни какого значения существует ли эта высшая справедливость, осуществляющая Божий Суд, или её нет — главное, что в неё верили в то время. А кто подсунул Ногаре отравленную ядом свечу или что такого произошло с Филиппом IV на охоте нам уже не важно.
[править]
Теории различных исследователей об Ордене Тамплиеров
В западной историографии на протяжении уже многих лет наблюдается тенденция широкого развития в изучении истории Ордена Храма. Основной тезис этих работ вынесен в название главы. В Париже книжные магазины и издательства предлагают множество работ и трактатов, посвященных Ордену; некоторые из них приемлемы, другие — почти абсурдны. Впрочем, относительно французских ученых Умберто Эко писал: «Неаккуратность французских ученых в отношении библиографических сносок общеизвестна. Но данный случай превосходил самые дурные ожидания». Эти слова целиком и полностью относятся к исследованиям по истории Ордена. В самом деле, в течение последней четверти века по поводу тамплиеров были выдвинуты самые сумасбродные гипотезы, некоторые из них, однако, не лишенные основания.
1. Тамплиеры и готическая архитектура. Существует мнение, что тамплиеры либо были вдохновителями идеи готических соборов, либо строили готические соборы, либо давали деньги на их постройку. Жак де Майе утверждает, что менее чем за сто лет тамплиеры построили 80 соборов и 70 храмов поменьше. Инге Отт говорит о разработке идей готического собора архитекторами Ордена и описывает участие архитекторов Ордена в строительстве соборов. Основной вопрос ставится обычно так: откуда тамплиеры брали огромные суммы, необходимые для строительства готического собора? В строительстве собора принимало участие обычно около 150 человек, каждый из них получал 3—5 су в день. Особая плата шла архитектору. В соборе в среднем было около двух-трех тысяч витражей. Один витраж стоил в среднем от 15 до 23 ливров. Для сравнения: дом мясника в 1235 году на улице Саблон в Париже стоил 15 ливров; дом богача на Малом мосту в 1254 году — 900 ливров; строительство замка графа де Дрё в 1224 году обошлось ему в 1175 парижских ливров и две пары платья.
Ничего удивительного в участии тамплиеров в строительстве готических соборов лично я не вижу. Ведь у них в то время были самые лучшие архитекторы и опытные бригады строителей. Необходимость строительства комтурий, мощения дорог и т. д. сами собой повышали мастерство каменщиков. Относительно финансовой стороны строительства заметим, что не обязательно плата вносилась рабочим деньгами — речь идет, вероятно, о кормлении строителей тамплиерами — в чём нет для них ничего необычного или трудного.
2. Тамплиеры и Америка. Некоторые исследователи утверждают, что богатство тамплиеров имеет своим происхождением серебряные копи Южной Америки. О регулярных рейсах тамплиеров в Америку упоминают Байджент, Отт и особенно де Майе. Последний рьяно отстаивает эту точку зрения, но его аргументация построена на песке. Например, де Майе пишет о скульптурных изображениях индейцев (т. н. panotii) на фронтоне XII века храма тамплиеров в городе Верелай в Бургони : якобы этих индейцев с большими ушами тамплиеры видели в Америке и скульптурно запечатлели. Факт, конечно, хороший, но де Майе приводит и фотографию этого фронтона. Я нашёл этот фронтон: на фотографии показан фрагмент рельефа тимпана «Сошествие Святого Духа на апостолов» в церкви Сент-Мадлен в Везле (История искусства зарубежных стран: Средние века и Возрождение. — М., 1982. — Илл. 69). Эта церковь была построена в 1125—1135 годах. Орден тамплиеров тогда только набирал силу и строительства ещё не вел, а даже если бы и вел, то все равно флота у тамплиеров тогда ещё не было, и при всем желании добраться до Америки они тогда не могли. На печати с надписью «Secretum Templi» действительно есть изображение, на первый взгляд напоминающее индейца. Но любой знакомый хотя бы поверхностно с мистическими учениями сразу узнает в этом изображении Абраксаса. Остальные аргументы де Майе ещё более слабы. Однако, стоит заметить, что хлынувшее в Европу во время Конкисты серебро и серебрянные монеты имели на оборотной стороне знаки тамплиеров, что держалось в тайне, но повергло в шок исследователей при обнаружении данного факта в XX веке.
3. Связь тамплиеров с гностицизмом, катаризмом, исламом и еретическими учениями. Это, пожалуй, наиболее обширное поле для исследователей. Что только тамплиерам здесь не приписывают: от катаризма в Ордене до идеи установления созидательного единства всех кровей, рас и религий — то есть создания государства нового типа с религией, впитавшей в себя лучшее из христианства, ислама и иудаизма. Генри Ли категоричен: «катаризма в Ордене не было» . Устав Ордена — составленный св. Бернаром — пронизан самым возвышенным духом католической веры. Тем не менее, Гекерторн пишет о наличии гностической символики в захоронениях тамплиеров (доказательств не приводит); печать с Абраксасом может свидетельствовать о наличии некоторых традиций гностицизма. Но категорически утверждать об этом невозможно. Бафомет, приписываемый тамплиерам, не имеет традиций и параллелей в религиозных традициях мира. Вероятнее всего он есть порождение чудовищного над ними процесса. Наиболее вероятна версия, что историки выдумали мнимую ересь тамплиеров.
4. Тамплиеры и Святой Грааль. Святой Грааль… Предполагаемое сокровище катаров, сохраненное рыцарями Ордена Храма, воспетое знаменитыми романами, родившимися при дворе графов Шампанских, тесно связанных с основанием Ордена Храма… Святой Грааль, облечённый таинственной властью; слывущий источником всякого богатства и плодородия на земле. Святой Грааль легендарен, но вместе с тем цикл легенд о нём носит отпечаток реальности: Годфруа Бульонский стал сыном Лоэнгрина, рыцаря с лебедем, а отцом Лоэнгрина был Парцифаль . Что он из себя представляет неясно, но Вольфрам фон Эшенбах восемь веков назад в романе «Парцифаль» (1195—1216) показал тамплиеров хранителями Святого Грааля, и они это не опровергали. Согласно легендам, гербовый щит одного из трёх рыцарей Святого Грааля — Галахада — содержал красный восьмиконечный крест на белом фоне. Это отличительный знак тамплиеров. Очевидно, что образ хранителей Грааля уже в эпоху Средневековья соотносился с образом рыцарей Ордена Храма. Более подробно на http://www.beauseant.ru/stuk.shtml