Вальпу́ргиева ночь — с 30 апреля на 1 мая, по германскому народному поверью, служит ежегодным праздником ведьм, собирающихся в эту ночь вокруг своего повелителя, сатаны, на высокой, недоступной горе Брокен, где и справляют свой «шабаш». Поверье это, выведенное также Гёте в 1-й части «Фауста», сложилось около конца VIII века, вероятно, таким же образом, как возникла и распространилась вера в колдуний и ведьм вообще: так как 1-е мая с особой торжественностью праздновалось язычниками (первый весенний праздник, Белтайн), то старые женщины и вообще все те, кто не мог сразу отказаться от языческих обрядов в пользу христианства, несмотря на строгое запрещение (под страхом смертной казни), продолжали собираться в недоступных местах, чтобы подобающими образом; то есть песнями и плясками, встретить 1-е мая. Обстановка (костры, дикая местность), а может быть, и преднамеренно распускаемые этими тайными язычниками слухи (чтобы избавиться от лишних свидетелей), способствовали распространению в народе рассказов о ведьмах, собирающихся в эту ночь в различных недоступных местах. Название же произошло от совпадения с празднованием 1-го мая памяти св. Вальпурги (Вальбурги), сестры св. Виллибальда, канонизованной в 778 г.
Название праздника произошло от совпадения с празднованием 1 мая памяти Святой Вальпургии, уимбурнской монахини. Святая Вальпургия (она же Вальбурга, Вальтпурде, Вальпургис, Вабур, Фальбур, Бугга, Годурж) - реальная историческая фигура. Эта знатная дама - дочь одного из королей Западной Саксонии Ричарда - приехала в Германию из Англии в 748 году с целью основания монастыря. Вальпургия умерла 25 февраля 777 года в Хайденхайме.
Через 100 лет после ее смерти, при восстановлении монастыря и церкви рабочие осквернили могилу монахини, и, по преданию, ночью ее грозная тень явилась епископу.
1 мая останки монахини перевезли в Айштадт, возложив в пустоту одной из скал, из которой вскоре стало вытекать целебное масло, помогавшее от многих болезней. Вальпургию канонизировали, причислив к лику святых. Затем ее останки развезли по разным городам Германии, а дни, когда это случилось, посвятили святой (25 февраля, 12 октября, 24 сентября). Но главный день Св. Вальпургии - 1 мая.
Предание о появлении тени покойной монахини дало почву для пересудов о её личности. Христианские и языческие мотивы в народных верованиях сплелись воедино, и со временем имя праведницы получил главный праздник нечисти.
В средние века существовало поверье, что Вальпургиева ночь является ночью пиршества ведьм во всей Германии и Скандинавии и что вся мировая нечисть слетается на Лысую гору (гора Броккен в Германии, вершина которой называется Хексентанцплац - «место пляски ведьм»). По поверьям, ведьмы прилетали на Лысую гору верхом на метлах и проводили время в диких пирах и плясках с демонами и дьяволом.
Ведьмы, как считалось, пытались помешать приходу весны, насылали порчу на людей и скот. Чтобы обезопасить себя, люди накануне Вальпургиевой ночи проводили символическую церемонию изгнания ведьм: разжигали костры (на которых иногда сжигали чучело ведьмы), обходили дома с факелами, звонили в церковные колокола и т.п. Благочестивые обыватели наглухо запирали двери и окна и молились о спасении от происков нечистой силы.
Считалось, что травы в Вальпургиеву ночь обретают чудесную силу, поэтому многие знахарки‑травницы выходили в этот день на сборы.
Тесно переплетясь с древними поверьями, идея праздника прижилась и в наши дни. В ночь на 1 мая по всей Центральной и Северной Европе отмечают Вальпургиеву ночь как праздник встречи весны. Так же, как в старину, в канун Вальпургиевой ночи в Германии зажигаются огромные костры, чтобы отвадить ведьм, слетающихся в эту ночь на шабаш. В Скандинавии также жгут костры, чтобы избавиться от накопившегося за зиму мусора, и едят гравлакс - свежего лосося, маринованного в соли, сахаре и укропе. В Чехии в канун Вальпургиевой ночи посыпают порог песком или травой, чтобы ведьмы не могли войти в дом, пока не пересчитают все песчинки или травинки. Поскольку лучшим средством от духов считается шум, то во многих европейских странах с заходом солнца мальчишки начинают кричать и взрывать петарды.
Программа праздника также не меняется: старинные игры, выступления студенческих хоров. В Германии и Скандинавии в этот день проходят молодежные музыкальные фестивали и праздники, которые, по традиции, нередко заканчиваются стычками с полицией.