План:
1. суть учения
2. история учения (по моему очень забавно - выглядит очень загадочно, мистично и не однозначно)
1.
В 1926 году Као Дай оставил послание
« Будда Дипанкара - это Я,
Будда Шакьямуни - это Я,
Жёлтый Император (Хуан-ди) - это Я,
то есть Као Дай
»
Учение Као Дай считает, что в истории человечества было три эпохи.
В самом начале — эпоха Творения и Невежества, люди жили просто. Хотели есть — и ели, хотели пить — и пили, вот и все. Но люди стали терять свою природную доброту, и Бог явился к ним в образе Моисея (Христианство, Иудаизм), Дипанкара Будда (Буддизм), Жёлтый Император Хуан-ди (Даосизм), Легендарный Император Фуси (гениизм). Но зависть развивалась в людях дальше и дальше.
Вторая эпоха — Прогресса, Войн и Саморазрушения, когда каждый делал то, что сам считал правильным, что приводило к хаосу. Бог явил себя через Будду Шакьямуни (буддизм), Лао-цзы (даосизм), Конфуция (конфуцианство), Христа (христианство), Мухаммеда (ислам), Куонг Тай Куанг (спиритуализм). Но люди продолжали дальше деградировать к полному моральному и духовному коллапсу.
Третья эпоха — Аннигиляции и Сохранения, когда Бог решил явиться в образе Као Дай, непосредственно открывая учения перед всеми существами.
Почему Као Дай избрал именно Вьетнам? Вьетнамцам удалось за свою историю познакомиться со всеми религиями, и вьетнамцы лучше других могут воспринять Као Дай.
Ранг святых в Као Дай получили многие учёные и просветители разных стран мира. Высокого ранга святые — Виктор Гюго и Сунь Ятсен. В качестве святого почитается, в частности, Лев Толстой.
Религия Као Дай считает, что люди после смерти не прекращают существования, и очень активно привлекает медиумов для контактов с духами. Наиболее распространённые способы спиритических сеансов -
* когда медиумы двигают по специальному столу платформу, которая поочерёдно указывает на буквы, цифры и слова
* когда медиумы поддерживают трясущийся столик и распознают сообщения по стуку и движениям
* когда медиумы используют специальный аппарат, состоящий из корзины и длинных палочек с заострённым концом, и перо, прикреплённое к палочке, во время сеанса выписывает тексты, расшифровываемые третьими лицами
Учение Као Дай считает, что все люди и живые существа находятся в одинаковых условиях, страдают совместно от холода, жары, голода. Это выражается молитвой
Ta cung muon vat dong sinh;
Ta va muon vat su tinh chang hai.
Я и мириады существ вместе родились,
Я и мириады существ вместе страдаем.
Единство всех учений и живых существо выражается молитвой
Nhut Bon Tan Van Thu;
Van Thu Qui Nhut Bon.
Один развивается во Множество,
Множество сходится к Единому
Каждый человек обладает частицей Великого Духа, принадлежащего Богу. Целью человека с точки зрения Као Дай является выход из колеса перерождений и слияние с Единым Богом — Као Дай. Это достигается внешними и внутренними практиками.
Внешние практики — это в первую очередь культивация любви ко всем живым существам и отказ от убиения живых существ, жизнь по принципу «не делай другим того, чего не хочешь себе». Кроме того, следует ежедневно выполнять определённые ритуалы в Храме или дома. Молитвы, которые следует произносить при подношении благовоний, приступая к еде, отходя ко сну и в прочих ситуациях, возникли из высших откровений и выражены в виде красивых изящных стихотворений…
Внутренние практики — это медитации по единению себя с Высшим Существом и освобождение себя от желаний. Следует довольствоваться малым и жить в гармонии с Природой. Внутренняя практика является подлинным развитием Высшего Я.
Медитация в Као Дай называется Тхиен Дин, означает «концентрация сознания и удержание ума от блужданий». В Каодай используются также эзотерические техники работы со внутренними энергиями:
Luyen Tinh hoa Khi,
Luyen Khi hoa Than,
Luyen Than huon Hu,
Luyen Hu huon Vo.
Развивая Сущность (семя), трансформируешь её в Энергию (Прану, пневму),
Развивая Энергию, трансформируешь её в Дух,
Развивая Дух, трансформируешь его в Истинную Реальность,
Развивая Истинную Реальность, трансформируешь её в Пустоту
Пустота — это реальность Высшего Существа. С медитацией связаны определённые дыхательные упражнения и управление внутренними потоками. Энергия направляется по спинному каналу, особенно концентрируясь в сердце, пупке, у основания позвоночника и на макушке головы.
Символ Као Дай — глаз в треугольнике с расходящимися лучами («всевидящее око»). Это левый глаз Бога, ибо левый глаз может проникнуть в души. .
Ритуалы Као Дай
Главный храм Као Дай расположен в городе Тэйнинь, маленькие храмы можно встретить по всему Вьетнаму. По своей планировке храм очень похож на католический собор — длинный зал с колоннами, алтарь вокруг которого можно ходить, хоры в другом конце зала и галерея балконов по бокам. Однако оформление храма было очень дальневосточным — колонны жёлто-розового цвета украшены драконами, повсюду китайские и вьетнамские фигуры и элементы орнамента. Алтарь представляет собой огромный шар — звёздный глобус, усеянный созвездиями с глазом посередине.
Перед алтарём — кресла для лидеров отдельных религий, массивные как кресла для собраний высших епископов в католических храмах. Ритуал в храме несколько раз в день — в 6 утра, 12 дня и в 6 вечера. Участники ритуала — местные жители — отдельно мужчины и отдельно женщины — одеты в разноцветные халаты, символизирующие разные религии. Голубые, жёлтые и красные халаты символизируют буддизм, даосизм и католицизм, а белые — Као Дай, объединяющий всё.
Перед ритуалом прихожане усаживаются за входом в храм на корточки, и ведут между собой неторопливые беседы, нередко дымя сигарами. Из-за жаркого климата храм всегда открыт с боковых окон и продуваем ветрами.
К началу ритуала всех иностранных гостей вежливо препроваживают на верхнюю галерею. Начинается тихая музыка и люди в голубых, красных, жёлтых и белых халатах медленно входят в храм и занимают места. Спереди идут кардиналы, похожие на католических священников в сужающихся как ведро шляпах. Потом все занимают свои места — по рядам и по группам, в соответствии с разными религиями внутри Као Дай.
Все выполняют ритуальные поклоны и начинается общая медитация под тихую плавную музыку. Наверху десяток молодых музыкантов играют на вьетнамских инструментах.
В ритуале принимают участие только вьетнамцы — в Каодай почти не проникают западные прозелиты, обращённые в Као Дай — видимо миссионерство в Као Дай не распространено, несмотря на универсальность, провозглашаемую в доктрине.
Профессионалов — священников и монахов — в Као Дай нет, все члены каодайской общины имеют светскую работу, что считается очень важным.
В целом же Као Дай производит впечатление очень закрытого и труднодоступного учения — подобно индуизму (шиваизму) — в которое посторонние не так просто могут проникнуть.
2.
Возникновение и развитие религии Као Дай
В двадцатые годы Вьетнам был французской колонией под названием Кохинхина. Ле Ванг Чунг занимал важный пост в правительстве французской администрации. Уходя на пенсию, Ле Ванг Чунг решил посвятить себя медитации и ушёл в горы. В 1926 году после ряда высших откровений он вместе со своими друзьями основал новую религию. Высшее существо, которое явило ему себя, получило название Као Дай (Бог) и явно потребовало основания новой религии. Религия быстро набирала себе сторонников. Первыми посвящёнными были 247 человек, потом их количество скоро выросло до 26000, в городе Тай Нинь в Южном Вьетнаме был построен большой храм.
Поначалу французская администрация относилась к новой религии благосклонно, но уже к началу войны каодайцев было несколько миллионов и они сформировали собственную армию, с которой приходилось считаться. Эта армия сотрудничала с японцами во время краткосрочной оккупации Вьетнама. После войны французы и американцы относились к Као Дай с большим подозрением, а проамериканское правительство Южного Вьетнама Као Дай явно не поддерживало, отчего каодайцы симпатизировали коммунистам. Победа вьетнамского сопротивления и уход американцев из Южного Вьетнама однако привели к тому, что вьетнамские власти фактически запретили Као Дай, и только в конце 80-х годов с Каодай стали постепенно снимать ограничения.
Сейчас мировая каодайская община насчитывает по разным оценкам от трёх до двенадцати миллионов человек, Као Дай распространён, помимо Вьетнама, среди вьетнамских эмигрантских общин в США и других западных странах.
Современная каодайская община не содержит армии, а действует исключительно мирными средствами. Немалые доходы приносит Као Дай деятельность среди вьетнамской эмиграции, что позволяет Каодай поддерживать и расширять свою деятельность.
Первые патриархи Као Дай
В 1920 году Высшее существо Као Дай проявило себя. В контакт с ним вошёл Нго Ван Тиеу (англ. Ngô Văn Chiêu), префект острова Фукуок. Еще с подросткового возраста Нго Ван Тиеу входил в контакты с разными духами, среди которых был и Каодай (практика общения с духами — явление достаточно обычное в Китае и Юго-Восточной Азии, и дети обучаются этому при храмах)[источник не указан 75 дней]. Нго Ван Тиеу обладал огромной эрудицией и обширными знаниями западных и восточных религий. Сначала Каодай проявился как Святой Глаз. Нго Ван Тиеу после нескольких испытаний стал вступать с Као Дай в устойчивый контакт, пока не получил приказ основать новую религию. Нго Ван Тиеу научился от Каодай философии и ритуалам.
В 1925 году три вьетнамских чиновника независимо от Нго Ван Тиеу вступили в контакт с духом, который назвал себя ААА. К рождеству 1925 ААА признал, что он — не что иное, как Бог под именем Као Дай.
В это же время ушедший на пенсию высший чиновник Ле Ван Чунг заинтересовался спиритизмом и стал участвовать в спиритических сеансах. Он вступил в контакт с духом Ли Тай Ба — духом средневекового китайского учёного, который предложил ему возглавить миссию по образованию новой религии. Он стал вести праведную жизнь, отказался от мясной пищи и алкоголя. Через некоторое время Ле Ван Чунг примкнул к другим поклонникам Каодай и познакомился с Нго Ван Тиеу.
24 апреля 1926 года Нго Ван Тиеу получил следующее сообщение во время спиритического сеанса:
В давние времена люди не общались друг с другом и не знали своих соседей.
Поэтому Я для каждой расы основал разные религии, соответственно их обычаям.
Пять ответвлений Великого Пути -
гуманизм, спиритуализм, христианство даосизм и буддизм создал Я.
В нынешнее время люди стали общаться друг с другом и узнали о обычаях своих соседей.
Но они от этого не стали жить в гармонии из-за многообразия своих религий.
Поэтому Я теперь явился к ним, чтобы объединить все религии в Одно
и вернуть их к изначальному единству…
Нго Ван Тиеу был первым Патриархом Као Дай, однако он скоро отказался от сана, и в 1928 патриархом стал Ле Ван Чунг, который провозгласил официально новую религию 28 сентября 1928 года.
*http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B0%D0%BE_%D0%94%D0%B0%D0%B9