Доброво́льная безде́тность, чайлдфри (англ. child-free — свободные от детей[1]) — отсутствие детей и сознательное нежелание когда-либо иметь их.
Речь не идёт о людях, которые откладывают рождение детей на более поздний срок или не имеют твёрдой позиции в данном вопросе. Бесплодные могут быть, могут и не быть чайлдфри, так как, с одной стороны, врождённое бесплодие не является сознательным выбором, а чайлдфри могут добровольно пойти на стерилизацию; с другой стороны, возможно наличие приёмных детей. Хотя наличие ребенка противоречит формальному определению, оно не мешает некоторым людям относить себя к чайлдфри
Добровольная бездетность может быть основана на весьма разнообразных (в том числе и взаимоисключающих) вариантах личных убеждений; это обстоятельство не позволяет говорить об «убеждениях чайлдфри» или, тем более, об «идеологии чайлдфри».
Этимология и применение
Термин «childfree» возник в противовес слову «childless» («бездетный»), которое, по мнению некоторых, означает, что детей «недостаёт» и они желанны. Чайлдфри утверждают, что их жизнь может быть полноценной и без потомства. Некоторые из них могут любить детей, некоторые остаются безразличными, некоторые испытывают неприязнь, но общими для всех чайлдфри являются: отсутствие ребенка и нежелание становиться родителем.
История слова несколько неясна; оно, возможно, было введено в 1970-х Национальной Организацией для Не-Родителей (теперь более не существующей). Популярность приобрело в 1990-е, когда Лесли Лафэйетт сформировала одну из первых современных групп чайлдфри, the Childfree Network.
В английском языке слово стало частью обыденной речи, среди чайлдфри часто сокращается до «CF».
Мотивация
Чайлдфри ссылаются на множество различных причин, в частности:
* Комфорт и возможность развития:
o Желание иметь больше свободного времени для досуга, хобби, друзей, работы по совместительству
o Желание уменьшить финансовую ответственность
o Боязнь того, что родительство, будучи необратимым шагом, им не понравится
o Способность менять работу и место жительства за короткий срок (спонтанность)
o Желание сохранить уровень эмоциональной и физической близости с партнёром, несовместимое с появлением ребенка
o Нежелание перестраивать дом в соответствии с потребностями ребенка и нормами безопасности
o Осознание того, что рождение ребенка повредит карьерному росту
o Намерение поддерживать определенный уровень контроля над жизнью; нежелательность потери времени, сил, приватности и свободы
* Отсутствие потребности в детях:
o Неимение биологической тяги к родительству
o Юношеское, либо оставшееся с юности презрение к маленьким детям
o Общая неприязнь к детскому поведению
o Побуждение заботиться о родителях, других родственниках, заниматься благотворительностью
o Удовлетворенность общением с детьми в качестве тети, дяди, учителя и т. д.
o Страх и отвращение к физическим условиям беременности, опыту родов и послеродовому периоду (например, из-за потери внешней привлекательности)
o Воспоминания о травмирующем или бедном детстве
o Воспоминания об оскорбляющих или отсутствующих родителях
* Безопасность родителя и ребенка:
o Медицинские предпосылки для трудной беременности (например, сахарный диабет, онкологическая группа риска), либо рождения больного (например, депрессия в нескольких поколениях)
o Обсессивно-компульсивное расстройство, нарушения в сфере привязанностей
o Отсутствие или недоступность качественных детских учреждений
* Вера, что приносить людей в этот мир безнравственно:
o Убежденность в малой вероятности спасения души, и в связи с этим боязнь того, что душа ребенка после смерти будет обречена на вечные мучения в аду
o Невозможность спросить их согласия
o Мир полон страдания, и нельзя гарантировать, что данный человек проживет хорошую жизнь
o «Мир не готов принять моего ребенка, я хочу сначала подготовить его» (высказывание 29-летней девушки-чайлдфри)
o Каждый рождённый должен умереть
o Перенаселённость, экологические проблемы
o Неспособность быть ответственным и терпеливым родителем
o Прежде чем рожать новых детей, нужно сделать счастливыми уже существующих
Полемика
Споры вокруг феномена чайлдфри имеют два, частично пересекающихся, аспекта: личный и политический.
Чайлдфри иногда высмеиваются окружающими как слишком эгоистичные, чтобы иметь детей, не вносящие вклад в будущее их нации и т. д. Контраргументы состоят в том, что детей часто желают по гораздо более эгоистичным причинам, некоторые основания для того, чтобы стать чайлдфри, скорее самоотверженны, и всегда рождается достаточно много детей, чтобы гарантировать будущее любой нации.
Имели место внутрицерковные дебаты о том, подлежит ли образ жизни чайлдфри осуждению. Религиозные консерваторы говорили, что это — восстание против Бога. Папа Иоанн Павел II постановил, что женатые пары, желающие быть бездетными, осуждены. [5] Христианский автор Альберт Мохлер говорит «Парам не дана возможность выбора бездетности, согласно библейскому откровению. Напротив, нам приказано принимать детей с радостью, как Божьи дары, и растить их с заботой и страхом Божьим.» Служители церкви подходят к этой теме так же осуждающе, как к гомосексуалистам, гомосексуальным парам и однополым бракам. Они называют чайлдфри «зараженными» и «бесплодными язычниками». [6] Однако, есть новые церкви, сформированные движением чайлдфри. Например, Кибер-Церковь Иисуса Христа — группа христиан, которые не чувствуют желания иметь потомков, подобно тому, как не имел их Иисус. [7]
Противозачаточные средства значительно усовершенствовались за прошедшие годы, но некоторые чайлдфри предпочитают стерилизацию. Однако, бывают трудности с поиском врача, готового её провести, особенно в возрасте 20 — 30 лет (возможно из-за боязни судебного процесса с пациентом, который впоследствии изменил убеждения). Эти проблемы побудили многих чайлдфри создавать группы поддержки (где люди общаются между собой и становятся увереннее, зная, что они не одиноки), а также сообщества, подобные No Kidding!, стремящиеся обеспечить социальное взаимодействие, свободное от требования иметь детей.
Концентрация на личном принятии любопытным образом отразилась в литературе, касающейся добровольной бездетности. Ранее множество книг были основаны на феминистской теории и в значительной мере старались развеять идею, что женственность и материнство — одно и то же. Однако в последние годы чайлдфри становятся все более и более политизированными. Книги и статьи, такие, как «Благо ребенка» Беркетта, доказывают, что чайлдфри перед лицом не только социальной, но и политической дискриминации. Это растущее недовольство часто сосредоточивается на налоговых льготах для семей с детьми, переходит на трудовое законодательство, облегчающее жизнь родителям, касается попыток правой и клерикальной цензуры на основании «семейных ценностей».
С другой стороны, возмущение, широко распространенное среди чайлдфри, не ведет к общности политических взглядов. Чайлдфри становятся люди всевозможных мировоззрений и вероисповеданий. Например, когда одни думают о государственных детских пособиях как о «субсидировании образа жизни», другие соглашаются с необходимостью помощи родителям, но считают, что их образ жизни также нуждается в поддержке. Многие чайлдфри сожалеют, что вынуждены финансировать общественные школы через единое для всех налогообложение. В Австралии предложено создать политическую партию, поддерживающую образ жизни чайлдфри как противоположность семейному.
Растущая политизация и внимание СМИ привели к появлению второй волны организаций чайлдфри, являющихся политическими во всех отношениях. Хотя множество неудачных попыток создать группу влияния предпринимались в США, первой появилась британская организация, известная как Kidding Aside. Становясь все более «громким» и организованным, движение чайлдфри пока ещё имеет незначительный политический вес и борется за то, чтобы его воспринимали серьёзно