http://i025.radikal.ru/0803/ff/a6a5efd130a7.gif
Юкио Мисима (яп. 三島 由紀夫, Мисима Юкио), настоящее имя Кимитакэ Хираока (яп. 平岡 公威, Хираока Кимитакэ) (1925—1970) — выдающийся японский писатель и драматург. В 1988 году издательством «Синтёся» была учреждена премия имени Юкио Мисимы.
http://i041.radikal.ru/0803/0a/b964581c6f7e.jpg

   Хираока Кимитаке родился 14 января 1925 года в Токио, Япония. Будучи сыном высокопоставленного служащего, он получил образование в престижной школе пэров в Токио. Он начал писать очень рано и опубликовал свой первый короткий рассказ под псевдонимом Юкио Мисима, когда ему было всего шестнадцать. Когда началась вторая мировая война, он хотел попасть в армию, но это ему не удалось. Но время войны он работал на фабрике в Токио и писал. После поражения Японии он занялся изучением права в Токийском университете и в 1948-1949 году работал в Министерстве финансов. В 1949 году был опубликован его самый известный роман "Исповедь Маски", который принес ему быструю славу. Затем последовали другие романы, включая "Запретные цвета" (1953), "Башня Золотого Павильона" (1959), "Моряк, которого отвергло море" (1963), "Солнце и сталь" (1968). Мисима также написал многочисленные сценарии, в частности знаменитую "Мадам де Сад", и некоторые другие для театра Кабуки и современного театра "No drama".
  Мысль Мисимы о неразрывной связи Прекрасного и Смерти находит своё отражение почти во всех произведениях этого прославленного мастера. Мисима постепенно подводит своих читателей к мысли о глубокой философской обоснованности присутствия смерти в структуре мироздания, в его индивидуальном человеческом отображении,- как последнего, завершающего штриха жизни.
  Для начала от читателя просто требуется понять, что к фактору смерти стоит привыкнуть. Вот цитата из новеллы "Смерть в середине лета", описывающей переживания женщины, по нелепой случайности потерявшей сразу двоих детей: "Трагедия посверкивала откуда-то из-за горизонта, как фонарь дальнего маяка. (…) Уже не удар судьбы, а полезный урок; не конкретный факт, а абстрактная метафора. Далёкий луч перестал быть собственностью семьи Икупа, он теперь в равной степени принадлежал всем… (…) Луч давал людям урок - простой, понятный и давно известный…
  Тем не менее, со временем писатель приходит к мысли о необходимости высказаться на эту тему со всей определённостью. В своём позднем эссе "Солнце и сталь" он так обращается к читателю: "В последнее время я стал чувствовать, как во мне накапливается нечто такое, чему не даёт выхода объективистский вид искусства, именуемый художественной литературой. (…) …поэтому я долго искал подходящий жанр и в конце концов изобрёл некую трудноопределимую разновидность исповедальной прозы пополам с критической эссеистикой. Назовём моё изобретение "критической исповедью". (…) С вами будет говорить, так сказать, "сухой остаток", образовавшийся после того, как слова сказаны."
  В самом деле,- за свою жизнь Мисима успел сказать очень много. Два его самых известных романа - "Золотой храм" и "Исповедь маски" - были созданы ещё в юности. Что иное представляет собой каждый из них, как не исповедь,- причём, безусловно критическую - по отношению и к себе, и к окружающему миру. Однако, отличие есть: для исповедальности в раннем творчестве писателя характерен мотив комплексов неполноценности и вины за свою неполноценность перед прекрасным в своей "завершённости" миром. В роли символа самодостаточного мира вполне может выступать тот самый киотоский храм Кинкакудзи, описанный в первом из упомянутых романов… Да, в финале "Золотого храма" его главный герой, Мидзогути, являющийся выразителем этических и эстетических взглядов автора, воплощает в жизнь свою святотаственную мечту уничтожить Кинкакудзи,- но сам Мисима пока не решается окончательно оформить свои взгляды,- состоящие в убеждённости, что уничтожение произведения искусства является необходимой ступенью творчества, вполне логично завершающей акт творения,- и только после уничтожения творения акт творчества может считаться завершённым (примечательно, что это правило и самого человека трактует как объект приложения творческих усилий,- произведение искусства Бога-Творца).
  В 1966 году Мисима сыграл главную роль в фильме "Патриотизм", поставленном им по короткому рассказу с тем же названием. И фильм и рассказ повествуют - в деталях любви и смерти - о молодом японском офицере и его преданной жене, об их подготовке и осуществлении ритуального самоубийства, известного как "сеппуку". Эффект был гипнотическим и глубокопроникающим:  "Держа меч в правой руке, лейтенант начал медленное убийственное движение клинка поперек живота" - вправо и влево. По мере того как лезвие проникало в тело, оно наталкивалось на мягкое, но постоянное сопротивление внутренностей. Лейтенант осознал, что для того, чтобы достигнуть достаточного давления на живот, необходимо держать меч двумя руками. Он положил клинок плашмя, пытаясь лезвием разрезать брюшную стенку, но это оказалось не так просто, как ему представлялось. Он направил силу всего тела в правую руку и надавил еще раз на меч. На теле появился разрез в три или четыре дюйма. Боль медленно разливалась из глубины организма, пока весь живот не запылал огнем. Это было похоже на дикий колокольный звон. Или как будто тысяча колокольчиков звенели одновременно при каждом вздохе и каждом ударе пульса, сотрясая все его жертвенное тело. Теперь уже клинок двигался сверху вниз и был ниже пупка. Когда до его сознания дошло, что острие меча проложило себе путь, он испытал чувство глубокого удовлетворения и новый прилив мужества.   Количество вытекающей из раны крови постоянно нарастало, она широким пульсирующим потоком покидала его тело, унося с собой жизнь. Циновка перед лейтенантом приобрела цвет его крови, пропитавшись насквозь ею, но еще больше крови скапливалось в складках его форменных брюк цвета хаки. Капелька крови, как птичка, перелетела к Рейко и села на полу ее белого шелкового кимоно".
  Мисиму все больше привлекало милитаристское самурайское прошлое Японии в противовес той раздражавшей его бесконечной погоне за материальными благами в современном мире. В своей работе "Море изобилия" (1969-1971) он использовал образ высохших морей Луны, чтобы подчеркнуть бесплодность современной Японии. "Море изобилия" состоит из четырех новелл: "Весенний снег", "Убегающие лошади", "Башня тумана", "Падение ангела". Занимаясь каратэ и кендо, традиционными японскими боевыми искусствами, этот ранее изнеженный юноша, который в свое время не смог выдержать физические испытания для поступления в армию, сумел построить свою собственную частную армию, которая являлась достаточно спорным "обществом щита" и назначением которой было защитить императора в случае восстания левых или коммунистической атаки, возрастающую опасность которых Мисима ожидал в конце шестидесятых.
  25 ноября 1970 года Мисима и четверо его молодых последователей из "Общества щита" ворвались в штаб-квартиру Национальной обороны в Токио. Вооруженные мечами, они проложили себе путь на крышу здания, где Мисима произнес десятиминутную речь перед тысячами служащих, собравшихся внизу. Он нападал на японскую конституцию с ее запретом на создание армии, обвиняя ее в том, что она предала дух Японии: "Мы видим, как Япония купается в благосостоянии, - объяснял он аудитории, - и все больше вязнет в духовной пустоте... Неужели возможно, чтобы вам нравилась жизнь, которую дает вам мир, где дух умер?" Речь его никого не воодушевила и не нашла отклика. В лучших самурайских традициях Мисима совершил самоубийство протеста "сеппуку". В соответствии с традициями один из его последователей, Морита отрубил голову своему учителю его же мечом. Кроме самого Юкио Мисима, обряд сэппуку совершили семь его последователей.
  Юкио Мисима был самым значительным писателем Японии в послевоенный период. В своей работе и жизни, включая и шокирующий акт его самоубийства, он ясно показал агонию Японии как нации, диссонанс между все еще существующим традиционным образом жизни и нарастающими требованиями европеизирования.
  Мы отдаем дань мастерству выдающегося японского писателя ХХ века и его смелому бунту против современного мира.