† Мир Готики † Gothic World †

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Алхимия

Сообщений 1 страница 3 из 3

1

Ибо вот. Царствие Божие внутри вас есть. Евангелие от Луки, 17:21

   Алхимия, как и прочие оккультные искусства, базируется на вере в единство вселенной и взаимосвязь всех явлений природы. Принцип единства и упорядоченности алхимики обозначили как некое вещество под названием "Первоматерия", которое остается неизменным при любых обстоятельствах.
  Первоматерия является не материей в обычном смысле слова, а лишь потенциальной материей. Любое описание ее будет противоречивым. У Первоматерии нет никаких качеств и свойств, но в то же время она содержит в себе все возможные свойства и качества, ибо в ней заключена потенциальность всех вещей и явлений. Первоматерия - это то, что останется после того, как объект лишится всех своих характеристик.
  Вплоть до XVIII века и даже позднее алхимики были убеждены, что любой предмет можно лишить его характеристик, тем самым возвратив его в Первоматерию, к которой затем можно добавить другие, лучшие характеристики. Это воззрение покоилось на преобладавшей в то время теории устройства материального мира - теории четырех первоэлементов,
разработанной Платоном и Аристотелем и усовершенствованной более поздними философами. Согласно этой теории (которая считалась практически неоспоримой вплоть до Роберта Бойля, подвергшего ее критике в XVII веке), вселенная была создана неким божеством или более мелким сверхъестественным существом, который сотворил или обнаружил Первоматерию, придал ей форму и одухотворил ее. Первыми порождениями Первоматерии стали четыре элемента -
Огонь, Воздух, Вода и Земля. Каждому из этих элементов присущи по два из четырех основных качеств, свойственных всем вещам. Эти качества - тепло, холод, влажность и сухость. Огонь - горячий и сухой, Воздух - горячий и влажный, Вода - холодная и влажная, а Земля - холодная и сухая. Все в мире состоит из четырех первоэлементов, а различия между предметами и веществами объясняются тем, что эти элементы сочетаются в них в различных пропорциях. Если одно из качеств элемента изменить, он превратится в другой элемент. Когда горячий и сухой Огонь утрачивает качества тепла, он становится холодным и сухим, а следовательно, превращается в Землю (становится пеплом). Когда холодная и влажная Вода нагревается, она
становится горячей и влажной и превращается в Воздух (испаряется). Эта теория играла в алхимии важнейшую роль, ибо допускала возможность трансмутации веществ.

0

2

Ртуть

Алхимики со своими антропоморфными представлениями о вселенной полагали, что вся материя содержит в себе пневму, или дух, который они отождествляли со ртутью, на латыни носившей имя "mercury" - в честь бога разума Меркурия, соотносящегося с "разумной пневмой" стоиков. Яркий блеск ртути, должно быть, напоминал алхимикам о божественном свете, заключенном в материи, а ее жидкая форма, по-видимому, породила представление о том, что ртуть - это жизненная сила всех металлов. Жидкости вообще считались носителями жизни; примерами тому служили дождевая вода, кровь, сперма и содержимое птичьих яиц. Если металлы вообще - это живые существа, то самой живой среди них, несомненно, должна быть именно ртуть: ведь она подвижна, и не зря ее называют также "argentvive" "живое серебро".
  Ртуть считалась духом всякой отдельной материальной формы и отождествлялась паром, выделяющимся при нагревании вещества. Иногда ее связывали с единым, лежащим в основе всего многообразия, - в том же смысле, в каком у стоиков "разумная пневма" отдельного живого существа являлась частью "универсальной пневмы". Как и Единое, ртуть сочетает в себе полярные противоположности. Она - металл, но она же- жидкость. Будучи жидкостью, она, однако, не смачивает поверхность, с которой соприкасается.
  Поэтому ртуть называли "муже - женским" металлом и часто символически изображали в виде гермафродита. Встречаются также изображения ртути в виде единорога, укрощаемого девственницей (символ примирения противоположностей) в виде борьбы льва с единорогом (символ антагонизма противоположностей); и в виде дракона или крылатого змея - фантастических животных, в которых массивность (змея, земля) сочетается с подвижностью (крылья, воздух, пар).
  Ртуть алхимиков была не обычной ртутью, а "философской", т. е. идеальной субстанцией, а природная ртуть считалась лишь несовершенным ее подобием.
  Кроме философской ртути, алхимики выделяли еще несколько идеальных субстанций, доказательство существования которых находили в платоновской теории идей, а также у Аристотеля, утверждавшего, что четыре первоэлемента в том виде, в каком мы их знаем, не являются истинными. Например, воздух, которым мы дышим, представляет собой не элемент Воздуха в чистом виде, а смесь всех четырех первоэлементов, в которой Воздух лишь преобладает над остальными компонентами.
  Особая роль ртути в алхимии определялась не только античной теорией первоэлементов (которая повлияла на средневековых алхимиков не напрямую, а через посредство арабских трактатов, переводившихся на латынь начиная с XII века и позднее), но и Библией. Философскую ртуть отождествляли с Духом Божьим, носившимся над водой до сотворения мира. Бог сотворил Первоматерию - пустую зияющую тьму: "Земля же была безвидна и пуста и тьма над бездною..." (Книга Бытие, 1:2). Затем тьма сгустилась и стала водами, над которыми и витал Дух Божий. Дух Божий одухотворил Первоматерию и придал ей структуру, в которой содержались семена всех будущих вещей. Это деяние Духа уподобляли оплодотворению и высиживанию яиц, вспоминая древние мифы о том, что жизнь во вселенной возникла благодаря божественному соитию.
  Ртуть-"дух" предстает в алхимических текстах во множестве разнообразных обличий. В XII-XIII столетиях господствовало убеждение, что все металлы состоят из ртути и серы. Легковоспламеняющаяся сера рассматривалась как огненный, активный, мужской принцип, а ртуть - как водный, пассивный и женский. Иногда же сама ртуть считалась двуприродной, сочетающей в себе мужской и женский принципы. Идеальное золото алхимиков, Философский Камень, считался порождением союза философских серы и ртути, взятых в идеальном равновесии, и соединение этих двух ингредиентов - примирение противоположностей - являлось главным этапом Великого Делания.

0

3

Загадка Сфинкса и Алхимия и их связь с нумерологией

С точки зрения алхимика, загадку Сфинкса следовало бы сформулировать так:
  "Как превратить четверку в двойку, а затем в тройку, если все это суть единица?"
Четверка превращается в двойку потому, что четыре базовых качества четырех первоэлементов разбиваются на две противоположные группы, символизируемые серой (горячей и сухой) и ртутью (холодной и влажной). Но сказать, что все в мире сотворено из двойки, недостаточно, ибо двойка - число зла, вражды и непримиренных противоположностей. Все вещи должны состоять из тройки, ибо тройка примиряет противоположности в гармоничном единстве; однако при этом тройка должна содержать в себе первоначальную четверку.
  В алхимии тройка заключает в себе четверку потому, что ртуть имеет двойственную природу. В троице "ртуть - сера - соль" в скрытом виде содержится четверица. Ртуть можно рассматривать, по желанию, и как единую субстанцию, и как двойственную:
Сера Душа Мужское начало Огонь
Ртуть Дух Мужское и женское начала Воздух и Вода
Соль Тело Женское начало Земля

  Процитированный выше ответ Михеля Майера на алхимическую загадку Сфинкса звучал так: "Из мужчины и женщины сотвори круг, затем квадрат, затем треугольник и, наконец, снова круг, и ты получишь Философский Камень". В процессе сублимации алхимик берет "мужчину и женщину" - ртуть (дух) в качестве мужчины и соль (тело) в качестве женщины - и соединяет их друг с другом, т. е. замыкает их в круг. В процессе ферментации он добавляет серу (душу), чтобы получить четверку, или квадрат: соль (1) + ртуть (2) + сера (1). В процессе экзальтации эти четыре элемента считаются тремя, т. е. треугольником; они объединяются вместе, и в результате снова образуется круг - Философский Камень, или единица. Сходным образом манипулируют с числами от 1 до 4 современные оккультисты, чтобы получить закон, согласно которому любой процесс и любая деятельность являются по своей природе троичными и в то же время четверичными. Единица - это активное начало, или
сила, начинающая всякий процесс. Двойка - это пассивный элемент, служащий точкой опоры или основанием для единицы. Тройка - это сочетание единицы и двойки, результат действия. Но три элемента, взятые все вместе, представляют собой новый элемент - четверку; четверка же становится активным началом - "единицей" - нового процесса. Таково современное истолкование "слов Марии Пророчицы", которые долгое время передавались алхимиками из поколения в поколение:
  "Единое становится Двумя, Два становятся Тремя, а из Трех является Единое как Четвертое".

0