Гурджиев не создал единой, целостной и непротиворечивой доктрины. Заслуга систематизации его идей и представлений принадлежит П. Успенскому и другим ученикам и исследователям его творчества. Психологические воззрения Гурджиева восходят к христианским, исламским и буддийским эзотерическим источникам, монашеским, дервишским и йогическим практикам. Эти воззрения, как указывал Гурджиев, не являются ни оригинальными, ни авторскими, однако, получив своеобразное преломление в личности самого Гурджиева, они приобрели весьма самобытное воплощение. Психологическая доктрина Г. Гурджиева с трудом поддается анализу и лишь с известной долей условности в ней можно вычленить отдельные концептуальные узлы.
Обычные люди составляют однако лишь часть человечества, его "внешний или экзотерический круг". По мере осознания своей психической диссоциации, работы над собой, обретения внутреннего единства и "объективного сознания" человек может продвинуться сначала в "мезотерический", а затем и в "эзотерический" круг человечества. Способы такого продвижения выступают как различные пути внутренней реализации человека, его возвращения к Абсолюту.
В оппозиции трем традиционным путям (путь развития двигательно-инстинктивного центра или путь факира, путь развития чувственно-эмоционального центра или путь монаха и путь развития рассудочно-ментального центра или путь йогина), для которых характерно существование институализованных школ, Гурджиев развивает идею четвертого пути, на котором опыт внутренней реализации или пробуждения достигается не за счет преимущественного развития одного из трех психических центров человека в рамках той или иной школы, а благодаря постоянной внутренней работе самонаблюдения и самозапоминания человеком своих диссоциированных состояний. Цель такой работы состоит в том, чтобы создать для человека условия и опыт конфронтации между его личностью (совокупностью его псевдо-я) и сущностью (его подлинного Я), опыт восприятия самого себя как арены противостояния личности и сущности.
Значительное место в воззрениях Гурджиева занимают представления об "ученике", "учителе" и их взаимоотношениях. Ученик - это человек, который в силу обстоятельств своей жизни пережил опыт пробуждения и тем самым вышел из "внешнего круга" человечества, но сам по себе не способен к дальнейшему продвижению по пути внутренней реализации. Учитель - это тот, кто уже проделал необходимую работу по интеграции множества своих "я" и по соподчинению личности сущностью, т.е. имеющий подлинное Я, собственную волю и способность действовать. Учитель выступает тем самым как необходимое условие конфронтации ученика с самим собой в целях внутреннего развития. Путь внутреннего развития предполагает преодоление человеком множества различных препятствий, главными из которых являются такие неотъемлемые аспекты обычного пробужденного состояния как идентификация, ложь, диалектическое мышление, избыточное говорение, движение и воображение, неспособность любить и, наконец, отрицательные эмоции.