Гигиена
«Историю этого времени необходимо знать лишь для того, чтобы ее презирать». Вольтер
Идеал женской красоты, утвердившийся в средневековой Европе, был далек от того образа, который воспевали поэты Древнего Рима, Греции, Египта.
В эпоху Ренессанса идеалом женской красоты была женщина пышная, можно даже сказать, толстая. Женское тело на полотнах художников того времени отличают рыхлость и бледный цвет кожи. С водой, воздухом и солнцем эти женщины встречались редко, и их фигуры «расплывались» в роскоши трудных для стирки и чистки туалетов из атласа, кружев и бархата.
(Платья часто вообще не стирались. Ткани после первой же стирки садились настолько, что закономерно переходили от матери к дочерям)
Пренебрежение элементарными правилами гигиены продолжалось и в эпоху рококо.
При дворе французского «короля-солнце» Людовика XIV вместо воды для мытья использовали одеколон, которым увлажняли лицо и руки.
(Горячая вода считалось приятной телу, но опасной для здоровья. Так как раскрытые поры якобы пропускали заразу в организм)
В руководстве учтивости, изданном в конце 18-го века (Manuel de civilite. 1782.) формально запрещается пользоваться водой для умывания, «ибо это делает лицо зимою более чувствительным к холоду, а летом к жаре».
Королева Мария-Терезия, правда, имела серебряную ванну, но ее приносили только тогда, когда просила сама королева, а это случалось довольно редко. О самом короле было известно, что он купается только весной.
Чтобы заглушить запах немытого годами тела, придворные употребляли огромное количество духов, пудры и различных помад, а чтобы замаскировать следы оспы (после эпидемии черной оспы не было практически ни одного лица, не испорченного этой болезнью) – так называемые «мушки» – кусочки черного тюля, приклеиваемые на оспины.
Сильно напудренная открытая грудь придерживалась с помощью корсета. Волосы так же густо покрывались пудрой. Однако изысканные прически были настолько дорогими, что знатные дамы неделями не причесывали и не очищали волосы, не говоря о мытье. Все это создавало условия для распространения вшей, моли и блох.
Нет ничего удивительного, что в то время были изобретены специальные приспособления для чесания головы (их носили на пояске) и специальные молоточки из благородных металлов, которыми убивали назойливых насекомых.
Произведение куаферского искусства обильно пудрилось и смазывалось помадой, которая, в отличие от сегодняшних муссов и лаков, быстро скисала. Надеясь сохранить трудоемкую и дорогую прическу как можно дольше, дамы перестали, как тогда говорили, "чесать волосы" и ограничились лишь изящным почесыванием головы. Естественно, что прически привлекали не только восхищенных кавалеров, но и блох. Поголовье последних старались держать в некоторой узде, поэтому дамы и кавалеры стали появляться в обществе с новым аксессуаром - блохоловкой. Это были трубочки из фарфора, золота, серебра, розового дерева или слоновой кости с отверстиями, приглашавшими насекомых к стволу, смазанному медом, сиропом или кровью.
Блошиная территория, конечно, не ограничивалась областью головы, также как и блохоловка не стала единственным отражением жизни насекомых в искусстве. Вскрикивая от мнимых и настоящих укусов. дамы кокетливо приглашали тем самым кавалеров к поискам насекомого. (Поймать блоху на теле возлюбленой считалось верхом галантности. Кавалеры носили при себе кулоны или коробочки с такой "влюблёной" блохой)
Суровая правда жизни была воспета искусством костюма, создавшего множество оттенков французского "пюсового" или "блошиного": цвет "мечтательной блохи", "блохи, упавшей в обморок", "раздавленной блохи", "блошиного брюшка" и т.д.
Мылись в XVII и XVIII веках крайне редко. Принятие ванны считалось хорошим средством от разных болезней и одной из существовавших тогда форм встречи кавалеров, приезжавших к даме с визитом. Появившиеся в 1644 году "Законы французской вежливости" советовали "мыть руки каждый день, а лицо почти также часто". Видимо, не случайно одним из модных оттенков желтого в 40-х годах стал цвет "Изабеллы", не менявшей (по обету 1604 года) в течение трех лет рубашку.
Людовик XIV, создатель изысканного и утонченного придворного этикета, каждое утро обрызгивал лицо и руки одеколоном, пренебрегая водой, мылом и раздражением госпожи Монтеспан, которую мучили приступы тошноты на расстоянии десяти шагов от короля. Сильные "естественные" запахи, правда, умело заглушали сильными духами. Фиалковыми, нарциссовыми, лилейными, ирисовыми, ландышевыми и бергамотными эссенциями, духами на основе мускуса и амбры пропитывали платья, чулки, перчатки и специальные подушечки, распространявшие аромат вокруг шеи и груди.
Только в начале XIX века теоретик дендизма Джордж Бреммель ввел в моду "приватное мытье" и обязал модников носить белоснежную рубашку, которую следовало менять несколько раз в день. Сам Джордж Бреммель, по слухам, принимал ванну ежедневно, что многих шокировало. В начале 1800-х, к примеру, красивая и высокопоставленная английская дама Мэри Монтегю ответила молодому человеку, обратившему внимание на ее неухоженные руки: "И это вы называете грязью? А что бы вы сказали, увидев мои ноги?"
В Европе, начиная с XVI века, куницы, хорьки, горностаи и крохотные собачки служили своим хозяйкам живыми блохоловками, защищавшими их от надоедливых насекомых. Пологи над кроватями, кресла с балдахинами использовались в тех же целях.
Федеральное агентство / МК-Афиша / Архив ; "МЭ"-"Суббота"; интернет-проект "Умницы и умники"; А.Л. Ястребицкая. Западная Европа XI – XIII веков . – М ., 1978.