† Мир Готики † Gothic World †

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Истории предков

Сообщений 1 страница 13 из 13

1

Гигиена

«Историю этого времени необходимо знать лишь для того, чтобы ее презирать». Вольтер

Идеал женской красоты, утвердившийся в средневековой Европе, был далек от того образа, который воспевали поэты Древнего Рима, Греции, Египта.

В эпоху Ренессанса идеалом женской красоты была женщина пышная, можно даже сказать, толстая. Женское тело на полотнах художников того времени отличают рыхлость и бледный цвет кожи. С водой, воздухом и солнцем эти женщины встречались редко, и их фигуры «расплывались» в роскоши трудных для стирки и чистки туалетов из атласа, кружев и бархата.

(Платья часто вообще не стирались. Ткани после первой же стирки садились настолько, что закономерно переходили от матери к дочерям)

Пренебрежение элементарными правилами гигиены продолжалось и в эпоху рококо.
При дворе французского «короля-солнце» Людовика XIV вместо воды для мытья использовали одеколон, которым увлажняли лицо и руки.

(Горячая вода считалось приятной телу, но опасной для здоровья. Так как раскрытые поры якобы пропускали заразу в организм)

В руководстве учтивости, изданном в конце 18-го века (Manuel de civilite. 1782.) формально запрещается пользоваться водой для умывания, «ибо это делает лицо зимою более чувствительным к холоду, а летом к жаре».

Королева Мария-Терезия, правда, имела серебряную ванну, но ее приносили только тогда, когда просила сама королева, а это случалось довольно редко. О самом короле было известно, что он купается только весной.

Чтобы заглушить запах немытого годами тела, придворные употребляли огромное количество духов, пудры и различных помад, а чтобы замаскировать следы оспы (после эпидемии черной оспы не было практически ни одного лица, не испорченного этой болезнью) – так называемые «мушки» – кусочки черного тюля, приклеиваемые на оспины.

Сильно напудренная открытая грудь придерживалась с помощью корсета. Волосы так же густо покрывались пудрой. Однако изысканные прически были настолько дорогими, что знатные дамы неделями не причесывали и не очищали волосы, не говоря о мытье. Все это создавало условия для распространения вшей, моли и блох.

Нет ничего удивительного, что в то время были изобретены специальные приспособления для чесания головы (их носили на пояске) и специальные молоточки из благородных металлов, которыми убивали назойливых насекомых.

Произведение куаферского искусства обильно пудрилось и смазывалось помадой, которая, в отличие от сегодняшних муссов и лаков, быстро скисала. Надеясь сохранить трудоемкую и дорогую прическу как можно дольше, дамы перестали, как тогда говорили, "чесать волосы" и ограничились лишь изящным почесыванием головы. Естественно, что прически привлекали не только восхищенных кавалеров, но и блох. Поголовье последних старались держать в некоторой узде, поэтому дамы и кавалеры стали появляться в обществе с новым аксессуаром - блохоловкой. Это были трубочки из фарфора, золота, серебра, розового дерева или слоновой кости с отверстиями, приглашавшими насекомых к стволу, смазанному медом, сиропом или кровью.

Блошиная территория, конечно, не ограничивалась областью головы, также как и блохоловка не стала единственным отражением жизни насекомых в искусстве. Вскрикивая от мнимых и настоящих укусов. дамы кокетливо приглашали тем самым кавалеров к поискам насекомого. (Поймать блоху на теле возлюбленой считалось верхом галантности. Кавалеры носили при себе кулоны или коробочки с такой "влюблёной" блохой)

Суровая правда жизни была воспета искусством костюма, создавшего множество оттенков французского "пюсового" или "блошиного": цвет "мечтательной блохи", "блохи, упавшей в обморок", "раздавленной блохи", "блошиного брюшка" и т.д.

Мылись в XVII и XVIII веках крайне редко. Принятие ванны считалось хорошим средством от разных болезней и одной из существовавших тогда форм встречи кавалеров, приезжавших к даме с визитом. Появившиеся в 1644 году "Законы французской вежливости" советовали "мыть руки каждый день, а лицо почти также часто". Видимо, не случайно одним из модных оттенков желтого в 40-х годах стал цвет "Изабеллы", не менявшей (по обету 1604 года) в течение трех лет рубашку.

Людовик XIV, создатель изысканного и утонченного придворного этикета, каждое утро обрызгивал лицо и руки одеколоном, пренебрегая водой, мылом и раздражением госпожи Монтеспан, которую мучили приступы тошноты на расстоянии десяти шагов от короля. Сильные "естественные" запахи, правда, умело заглушали сильными духами. Фиалковыми, нарциссовыми, лилейными, ирисовыми, ландышевыми и бергамотными эссенциями, духами на основе мускуса и амбры пропитывали платья, чулки, перчатки и специальные подушечки, распространявшие аромат вокруг шеи и груди.

Только в начале XIX века теоретик дендизма Джордж Бреммель ввел в моду "приватное мытье" и обязал модников носить белоснежную рубашку, которую следовало менять несколько раз в день. Сам Джордж Бреммель, по слухам, принимал ванну ежедневно, что многих шокировало. В начале 1800-х, к примеру, красивая и высокопоставленная английская дама Мэри Монтегю ответила молодому человеку, обратившему внимание на ее неухоженные руки: "И это вы называете грязью? А что бы вы сказали, увидев мои ноги?"

В Европе, начиная с XVI века, куницы, хорьки, горностаи и крохотные собачки служили своим хозяйкам живыми блохоловками, защищавшими их от надоедливых насекомых. Пологи над кроватями, кресла с балдахинами использовались в тех же целях.

Федеральное агентство / МК-Афиша / Архив ; "МЭ"-"Суббота"; интернет-проект "Умницы и умники"; А.Л. Ястребицкая. Западная Европа XI – XIII веков . – М ., 1978.

+1

2

Города

"Снующая мимо толпа буквально смердела: потом, грязью, гнилью, пылью и другими не лучшими ароматами. Было жарко, пыльно и душно". Seamny

"Средневековье вполне заслуженно пахнет нечистотами и смрадом тел.

Швейцарец Патрик Зюскинд, известный педантичным воспроизведением деталей быта описываемой им эпохи, ужасается зловонию европейских городов позднего средневековья: «Улицы провоняли дерьмом, задние дворы воняли мочой, лестничные клетки воняли гниющим деревом и крысиным пометом, кухни - порченым углем и бараньим жиром; непроветриваемые комнаты воняли затхлой пылью, спальни - жирными простынями, сырыми пружинными матрасами и едким сладковатым запахом ночных горшков. Из каминов воняло серой, из кожевенных мастерских воняло едкой щелочью, из боен воняла свернувшаяся кровь. Люди воняли потом и нестиранной одеждой... (и не буду вас мучить дальше! wink.gif )

Воняли реки, воняли площади, воняли церкви, воняло под мостами и во дворцах. Крестьянин вонял как и священник, ученик ремесленника - как жена мастера, воняло все дворянство, и даже король вонял, как дикое животное, а королева, как старая коза, и летом, и зимой».

В то время, пишет Зюскинд, «не существовало не единого вида человеческой деятельности, ни созидательной не разрушительной, ни единого выражения зарождающейся или загнивающей жизни, которую бы постоянно не сопровождала вонь».

Попробуем разобраться, не возвел ли писатель напраслину на "Прекрасное Средневековье" и не сгустил ли краски для эпатажа наивного и доверчивого читателя. Судите сами.

Королева Испании Изабелла Кастильская (конец XV в.)признавалась, что за всю жизнь мылась всего два раза - при рождении и в день свадьбы.

Папа Климент V погибает от дизентерии, а Папа Климент VII мучительно умирает от чесотки (как и король Филипп II).

Герцог Норфолк отказывался мыться якобы из религиозных убеждений.Его тело покрылось гнойниками. Тогда слуги дождались, когда его светлость напьется мертвецки пьяным, и еле-еле отмыли.

Король Генрих НаваррскиЙ за всю свою жизнь мылся всего три раза. Из них два раза по принуждению.

Русские послы при дворе Людовика XIV писали, что их величество «смердит аки дикий зверь». Самих же русских по всей Европе считали извращенцами за то, что те ходили в баню раз в месяц - безобразно часто.

(Вспомните фильм о гардемаринах, где герой М. Боярского вопит в ужасе от идеи помыть его в бане. Воспринимает это как покушение на его жизнь smile.gif )

Европейские города утопали в нечистотах:

Жители домов выплескивали все содержимое ведер и лоханок прямо на улицу, на горе зазевавшемуся прохожему. Застоявшиеся помои образовывали смрадные лужи, а неугомонные городские свиньи, которых было великое множество, дополняли картину». (Книга для чтения по истории Средних веков. Ч. 2./ Под ред. С.Д. Сказкина. – М., 1951. – С. 12 – 13.)

«Французский король Филипп II Август, привыкший к запаху своей столицы, в 1185 году упал в обморок, когда стоял у дворца, и проезжающие мимо него телеги взрывали уличные нечистоты…». (Лев Гумилев)

«Ночные горшки продолжали выливать в окна, как это было всегда – улицы представляли собой клоаки. Ванная комната была редчайшей роскошью. Блохи, вши и клопы кишели как в Лондоне, так и в Париже, как в жилищах богатых, так и в домах бедняков. (Ф. Бродель. Структуры повседневности. Т.1. – М., 1986. – С. 317 – 332.)

Увернуться от льющегося из окон дерьма было ох как не просто:

Наиболее типична улица шириной в 7 – 8 метров (такова, например, ширина важной магистрали, которая вела к собору Парижской Богоматери). Маленькие улицы и переулки были значительно уже – не более двух метров, а во многих старинных городах встречались улочки шириной и в метр. Одна из улиц старинного Брюсселя носила название «Улица одного человека», свидетельствующее о том, что два человека не могли там разойтись. Уличное движение составляли три элемента: пешеходы, животные, повозки. По улицам средневековых городов часто гнали стада».
(А.Л. Ястребицкая. Западная Европа XI – XIII веков. – М., 1978. – С. 52.)

Историк Дрэпер представил в своей книге «История отношений между религией и наукой» довольно яркую картину условий, в которых жило население Европы в средние века . Вот главные черты этой картины:

«Поверхность континента покрыта была тогда большей частью непроходимыми лесами; там и сям стояли монастыри и города. В низменностях и по течению рек были болота, простиравшиеся иногда на сотни миль и испускавшие свои ядовитые миазмы, которые распространяли лихорадки. В Париже и в Лондоне дома были деревянные, вымазанные глиной, крытые соломой или тростником. В них не было окон и, до изобретения лесопилен, в немногих домах существовали деревянные полы... Печных труб не было. В таких жилищах едва ли была какая защита от непогоды. О водосточных канавах не заботились: гниющие остатки и мусор просто выкидывались за дверь. Опрятность была совершенно неизвестна: высокие сановники, как например, архиепископ Кентерберрийский, кишели насекомыми. Пища состояла из грубых растительных продуктов, таких как горох или даже древесная кора. В некоторых местах поселяне не знали хлеба». (этим еще повезло! - Absentis).

«Удивительно ли после этого», - отмечает далее историк, - что во время голода 1030 года жарилось и продавалось человеческое мясо или что в голодный 1258 год в Лондоне умерло с голоду 15 тысяч человек?»

0

3

Очки

Люди, желавшие что-то рассмотреть получше, пользовались зрительными трубками. Но мало было обладать модной вещью, надо было еще и уметь соответственно пользоваться ею. Модники XVIII века при встрече разглядывали друг друга сквозь трубки в упор, тем самым бравируя своим пренебрежением благопристойным поведением. Взгляд в упор всегда воспринимался как непозволительная дерзость, почти вызов.

Особое внимание уделялось и очкам – предмету, известному европейцам давно, но ношение которого было ограничено массой условностей. Дамы очков не надевали ни публично, ни дома за работой. Только в конце века некоторые, да и то уже достигнув преклонных лет, позволяли себе при работе с бумагами, а чаще – во время игры в карты, использовать «стеклышки». К числу таких дам принадлежит и Екатерина II.

Да и мужчины строго следили за использованием этого прибора. Дело в том, что человек в очках в общественном месте воспринимался как дерзкий, почти наглец – ведь он позволял себе взгляд в упор. Дерзость, эпатаж свойственны поведению «золотой молодежи» в любую эпоху. Оттого-то очки стали очень модным предметом у молодых людей – джентльменов, англичан или англоманов, полагавших, что они делают вызов старомодным, замшелым французским вкусам.

В России младшим категорически запрещалось смотреть сквозь очки на старших по возрасту или чину (потому-то и за картами их позволяли себе надевать лишь старики и старухи). А в конце века молодым людям вовсе было запрещено ходить в очках вне дома. Так же непросто было носить очки в Испании: там еще помнили, что в предыдущем веке право пользоваться очками давали или принадлежность к сословию высшей аристократии – грандам, или личное дозволение короля, даруемое как награда за важные государственные заслуги.

В 1780-е годы в моду вошли лорнеты. Это были, так сказать, очки-маска. Потому, наверное, они быстро стали обязательной принадлежностью любой светской дамы, кроме, может быть, самых юных. И поигрывали ими владелицы, как веерами: складывали, открывали, подносили к лицу, держали на коленях.

0

4

Европа вышла из грязи

Светлана ЛАНЬЕ. По материалам журнала «Фокус»

Д.И.Фонвизин, например, был потрясен в Париже соседством магазина модных шляп и мясной лавки, где с туш стекала кровь, впадая в уличную грязевую реку. Кроме мусора на улицы выбрасывалось и содержимое ночных горшков, так как туалетом, изобретенным еще в XVI веке, мало кто пользовался. Модные в XVIII веке цвета "парижской грязи", "кака дофина", "гусиного помета" и "рвоты императрицы" передавали, честно и простодушно, одну из сторон тогдашнего быта, привычную и хорошо знакомую каждому.

Не вымазаться на улице в грязи было все-таки возможно. Сухой и относительно безопасный переезд через реку грязи обеспечивал молодой человек - профессиональный перевозчик. Дама переезжала через улицу на его спине. Кроме того, была специальная обувь, оберегавшая от уличной грязи нежную и дорогую ткань платья и туфель.

(Когда же и башмаки, галоши, не спасали, стали использовать ходули. Я, кстати, уже видела в каком-то фильме такую сценку с ходулями)

Моющих средств, как и самого понятия личной гигиены, в Европе до середины ХIХ века вообще не существовало... Однако атмосферу отравляли не только экскременты. Мясники забивали скот прямо на улицах и там же потрошили туши.

В позднем Средневековье люди научились перерабатывать мусор и экскременты. Мочу, например, собирали для обработки кожи и отбеливания ткани, а из костей животных делали муку. В старину художники ставили возле ферм бочки для мочи, на которой они замешивали краски (в Древнем Риме использовали даже мочу из общественных уборных — ее продавали красильщикам шерсти и дубильщикам кожи). То, что не подлежало переработке, оставалось валяться на улице.

Улицы мыл и чистил единственный существовавший в те времена дворник — дождь, который, несмотря на свою санитарную функцию, считался наказанием господним. Дожди вымывали из укромных мест всю грязь, и по улицам неслись бурные потоки нечистот, которые иногда образовывали настоящие реки. Так, например, во Франции возникла речушка Мердерон («мерд» в переводе — дерьмо).

Но и сами люди были ненамного чище городских улиц.

Все гигиенические мероприятия сводились только к легкому ополаскиванию рук и рта, но только не всего лица. «Мыть лицо ни в коем случае нельзя, — писали медики в ХVI веке, — поскольку может случиться катар или ухудшиться зрение». Что же касается дам, то они мылись 2 — 3 раза в год.

Большинство аристократов спасались от грязи с помощью надушенной тряпочки, которой они протирали тело. Подмышки и пах рекомендовалось смачивать розовой водой. Мужчины носили между рубашкой и жилетом мешочки с ароматическими травами. Дамы пользовались только ароматической пудрой.

Средневековые «чистюли» часто меняли белье — считалось, что оно впитывает в себя всю грязь и очищает от нее тело. Однако к смене белья наши предки относились выборочно. Чистая накрахмаленная рубашка на каждый день была привилегией состоятельных людей. Вот почему в моду вошли белые гофрированные воротники и манжеты, которые свидетельствовали о богатстве и чистоплотности их владельцев. Бедняки не только не мылись, но и не стирали одежду — у них не было смены белья... Самая дешевая рубашка из грубого полотна стоила столько же, сколько дойная корова.

А ведь античный мир возвел гигиенические процедуры в одно из главных удовольствий, достаточно вспомнить знаменитые римские термы....

0

5

Веер

Если кавалера той эпохи мы представляем со шпагой в руке, то дамским ее эквивалентом следует признать веер. Веер был для светских дам XVIII века не только опахалом, но и «семафором», и иногда «прибором наблюдения». В традициях средневековой испанской школы тем или иным образом раскрытый или повернутый веер говорил «да» или «нет», назначал свидание или указывал на те или иные чувства... Если его резко складывали, то как бы произносили: «Вы мне неинтересны!». В веера вставляли зеркальца, которые позволяли наблюдать за интересующим объектом, находящимся сзади или сбоку, не поворачивая головы, увеличительные стекла, чтобы можно было лучше рассмотреть ту или иную особу, а при подходящей погоде – обратить на себя внимание, послав солнечный зайчик: ожог вполне мог сойти за укол стрелы Амура.

Дамы предпочитали складные веера-гармошки. Они украшались рисунками и вышивкой, расписывались самыми знаменитыми художниками. Постепенно размеры стали уменьшаться, все большее значение придавалось ажурным рейкам конструкции, а не полотну, их соединяющему. Такие ажурные веера получили даже особое название – «скелетики».

0

6

Канализация. Туалеты.

Изобретение туалета уходит корнями в глубь веков, и уже сложно сказать, где этот признак цивилизации появился впервые. По одной из версий, первый туалет был построен на острове Крит задолго до начала нашей эры.

Прообраз туалета, предназначенного для практического применения, появился приблизительно 3000 лет до н.э. в Месопотамии. Канализация уже существовала в Древнем Египте (датируется ориентировочно 1350 г. до н. э.); на территории нынешнего Пакистана; в Вавилоне, Карфагене, Иерусалиме; в Афинах, в Китае ( следопыты нашли каменное сидение с подлокотниками и сливной бачок, наполнявшийся проточной (водопроводной!) водой. Самая известная канализационная система - Cloaca maxima - была проведена в Риме ( VII—VI веках до нашей эры)

Что касается территории современного Евросоюза, то единственное упоминание о туалете - в саге о Торстейне Морозе, а это - Исландия века как максимум XI -го.

Верх комфорта в те времена выглядел примерно так:

http://s41.radikal.ru/i092/0903/c6/febeb3ab2d42.jpg

Это вовсе не сторожевые башенки для стрелков, а сортиры со сквозными отверстиями. Подобные «ласточкины гнезда» можно увидеть в орденских замках в Прибалтике. В Шато-Гайаре все было устроено примерно так же.

В замках Люксембурга и Швейцарии наличие туалета приветствовалось, ибо сток направлялся в подконтрольное ущелье - враг не пройдет! В городах же ходить по улицам становилось все более затруднительно.

В XVI веке сэр Джон Харрингтон порадовал английскую королеву Елизавету (которая гордилась тем, что мылась раз в месяц) занятной вещицей под названием «ватерклозет» - устройством с автоматическим смывом. Над изобретением Харрингтона посмеялись, как над забавной безделушкой, и забыли о нем на пару веков, продолжая выбрасывать содержимое всех ночных горшков и помойных ведер на улицы.

В Лувре не было ни одного туалета. Даже типа описанных выше башенок с отверстиями и соломой. Опорожнялись во дворе, на лестницах, на балконах. При «нужде» гости, придворные и короли либо приседали на широкий подоконник у открытого окна (видимо причина возникновения французских окон до пола), либо им приносили «ночные вазы», содержимое которых затем выливалось у задних дверей дворца.

То же творилось и в Версале, например во время Людовика XIV.

Известна история, которую так любят рассказывать Версальские гиды, как однажды к королю прибыл посол Испании и, зайдя к нему в опочивальню (дело было утром), попал в неловкую ситуацию - у него от королевского амбре заслезились глаза. Посол вежливо попросил перенести беседу в парк и выскочил из королевской спальни как ошпаренный. Но в парке, где он надеялся вдохнуть свежего воздуха, незадачливый посол просто потерял сознание от вони - кусты в парке служили всем придворным постоянным отхожим местом, а слуги туда же выливали нечистоты.

Король-Солнце, как и все остальные короли, разрешал придворным использовать в качестве туалетов любые уголки Версаля и других замков. Стены замков оборудовались тяжелыми портьерами, в коридорах делались глухие ниши.

Леонардо да Винчи был настолько напуган парижским зловонием, что спроектировал для короля Франсуа Первого туалет со смывом.
Как и в случае с вертолетом и подводной лодкой, Леонардо поторопился и с созданием туалета – всего-то на каких-нибудь пару сотен лет. Туалеты построены не были.
Король Франсуа (правил с 1515 по 1547 год) был первым, кто придумал «королевские приемы на горшке». Королева-мать Екатерина Медичи также устраивала у себя подобные приемы, а когда ее муж умер, сменила бархат на стульчаке на черный. Следуя моде, вся французская знать также ввела в свой обиход «тронные приемы».
http://i066.radikal.ru/0903/ce/cd95e9198470.jpg

Мебельщики изощрялись, вуалируя стульчаки под стулья, банкетки, письменные столы и даже книжные полки!

Невзирая на новинки инженерной мысли в виде покатых желобов, города продолжали плохо пахнуть. Особенно в этом преуспел Париж. Изданный в 1270 году закон гласил, что «парижане не имеют права выливать помои и нечистоты из верхних окон домов, дабы не облить оным проходящих внизу людей». Не подчиняющимся следовало платить штраф. Однако этот закон вряд ли исполнялся – хотя бы потому, что через сто лет в Париже был принят новый закон, разрешающий-таки выливать помои из окон, прежде трижды прокричав: «Осторожно! Выливаю!» Тех, кто оказывался внизу, спасали только парики и головные уборы.

Однако не только простые парижане лили друг другу на головы свои отходы, этим же занималась и французская знать. В 1364 году человек по имени Томас Дюбюссон получил задание «нарисовать ярко-красные кресты в саду или коридорах Лувра, чтобы предостеречь людей там гадить – чтобы люди считали подобное в данных местах святотатством».

Периодически из Лувра выезжали все его знатные жильцы, чтобы дворец можно было помыть и проветрить.

Первый такой «коммунистический субботник» в Париже был произведен в 1662 г., и это событие так поразило современников, что по его поводу была выбита медаль.

Только в XIX веке во Франции произошел сдвиг в деле «сортиростроения» - появляются кабинки с короткими дверями, откуда всегда торчали чьи-то ноги. Стояли они не где-нибудь в тенечке, а на тротуарах главных улиц. Но в Латинском квартале Парижа еще в конце XIX века нечистоты просто пускали течь по улицам - там до сих пор в середине каждой улицы есть такая характерная ложбинка. Тогда дамам самое главное было - чтобы туда не попал подол платья...

У англичан в «приличных» домах содержимое ночных горшков выливалось в камины. В начале XIV века в королевском дворе Лондона была устроена, рядом с банкетным залом, «частная комната», ее можно увидеть и сегодня. В этой комнате стоял стульчак, содержимое которого по покатому желобу скатывалось в расположенный под стеной замка ров с водой.

Простые же люди, не владеющие каминами и «частными комнатами», также, как и по всей Европе, выливали продукты своей жизнедеятельности из окон. Власти учредили специальных городских сторожей. Одной из главных забот этих сторожей было предупреждение ночных прохожих об опасности. Сторож был обязан следить за окнами второго этажа, и если оттуда показывалась рука с горшком, то страж порядка кричал, предупреждая прохожего. А для горожан это был неплохой спорт, так как не было более веселого занятия, чем окатить говном вельможу познатнее.

Эразм Роттердамский еще в начале ХVI в. писал об Англии: «Все полы здесь из глины и покрыты болотным камышом, причем эту подстилку так редко обновляют, что нижний слой нередко лежит не менее 20 лет. Он пропитан слюной, экскрементами, мочой людей и собак, пролитым пивом, смешан с объедками рыбы и другой дрянью. Когда меняется погода, от полов поднимается такой запах, какой, по моему мнению, никак не может быть полезен для здоровья».

С канализацией дела обстояли так же, как и повсюду в Европе. В богатых домах Германии рыли ямы для нечистот под домами. «История сохранила печальный случай, имевший место в 1183 году в Эрфуртском замке, где рыцари утонули в нечистотах. Под императором Фридрихом и его рыцарями провалился пол большого зала, и все попадали с 12-метровой высоты в выгребную яму и многие потонули, сами понимаете в чем» (А. И. Липков).

Император Фридрих III чуть было не повторил судьбу своего незадачливого предка: «Еще в конце XV века жители города Рейтлинга уговаривали императора Фридриха III (1440 – 1493) не приезжать к ним, однако он не послушался совета и едва не погиб в грязи вместе с лошадью…». (А.Л. Ястребицкая. Западная Европа XI – XIII веков. – М., 1978. – С. 53.)

Улицы утопали в грязи и дерьме настолько, что в распутицу не было никакой возможности по ним пройти. Именно тогда, согласно дошедшим до нас летописям, во многих немецких городах появились ходули, «весенняя обувь» горожанина, без которых передвигаться по улицам было просто невозможно.
Германская мода на ходули, с помощью которых только и можно было перемещаться по засранным улицам, распространилась так широко, что во Франции и в Бельгии в средние века даже проводились состязания на ходулях между двумя лагерями, на которые разделялись жители.

Только в 1889 году было организовано «Немецкое общество народных бань» с девизом: «Каждому немцу баня - каждую неделю». Энтузиастов чистоты не особенно поддерживали, и к началу Первой мировой войны на всю Германию было только 224 бани.

Испания

Можно долго не писать - достаточно заглянуть на туристический сайт:

«Испания: Мадрид. Город имеет свою темную сторону, если пройтись по старым кварталам можно представить себе каким он был в средневековье, тяжелый запах до сих пор на его извилистых улицах, наверно не даром его когда то называли самой мрачной и грязной европейской столицей»

То есть в Мадриде было еще «веселей», чем в Лондоне и Париже. Как говорится, комментарии излишни.

0

7

Исторический казус.

По предписанию Папы Римского жена в постели с мужем «не должна шевелиться, руки должны быть вытянуты по бокам, и не мешать мужу в исполнении его долга».

Что в итоге вышло..

"Много лет назад я прочитала одну очень занятную книгу. Старый потрепанный фолиант на дореволюционном языке назывался "Свод указов Папы Римского" охватывал период с 7 по 19 век. Много всякого было в этой книге, но не все мне запомнилось. Эти указы касались прежде всего казусов.

Там был специальный указ, предписывающий как должно выполнять супружеский долг.

Муж не должен разжигать жену непристойными телодвижениями, губами и руками. Нагота греховна, сие должно происходить в темноте, дабы не тешить диавола зрелищем греховной плоти, и с молитвою на устах - дабы зачать детей.

Жена же не должна была шевелиться, руки должны быть вытянуты по бокам, и не мешать мужу в исполнении его долга. Это не шутка. Это истина. Следующее примечание к указу относилось к более позднему времени - когда христиане, ревностно соблюдающие это предписание, попадали в неловкие ситуации.

Некий барон, вернувшись с охоты, вошел в опочивальню супруги и взгромоздился на нее, дабы исполнить супружеский долг. Правда, супруга показалась ему немного холоднее обычного, но поскольку таковой она была всегда, как и всякая добродетельная христианская жена, то он преспокойно захрапел. Поутру обнаружил он, что жена совсем заледенела. на его вопли сбежались слуги. Оказалось, супруга его отошла в мир иной еще когда он скакал по полям за оленем, а поскольку вернулся он поздно, то никто его не успел предупредить о преждевременной кончине жены.

Свой грех барон искупил пешим походом в Рим, но после этого и появилось приснопамятное примечание к основному указу: ЖЕНА ДОЛЖНА ПОДАВАТЬ ПРИЗНАКИ ЖИЗНИ ВО ВРЕМЯ ИСПОЛНЕНИЯ СУПРУЖЕСКОГО ДОЛГА СЛАБЫМ ШЕВЕЛЕНИЕМ, ДАБЫ СУПРУГ НЕ СОВЕРШИЛ ГРЕХА".

http://yoursmileys.ru/tsmile/religion/t0828.gif  [реклама вместо картинки]  http://i039.radikal.ru/0802/32/1ecd890fbd09.gif  http://i026.radikal.ru/0802/24/96fc701f65bc.gif  http://www.kolobok.us/smiles/standart/rofl.gif

+1

8

Причёски. Парики

В первой половине века были модны небольшие по объёму причёски с открытым лбом, буклями и локонами; с 1770—1780-х гг. им на смену пришли причёски неимоверной сложности, высотой доходящие до полуметра над поверхностью лба.

Мария-Антуанетта, супруга Людовика XVI, уделяла массу времени и фантазии придумыванию модных туалетов. Именно она ввела моду на страусиные и павлиньи перья для украшения причесок. Появились шляпы-натюрморты в виде корзин с цветами, фруктами и птицами.

К числу изобретенных лично королевой принадлежит удивительная шляпа под названием «а-ля Монтань» – объемный макет гористой местности с долинами, ручьями, садами и лесами, выполненными из самых разных материалов: эмали, серебра, ткани.

Фасоны шляп менялись приблизительно два раза в месяц, и каждый носил свое название. При этом перенять модную новинку можно было, не только лично увидев в Тюильри королеву и ее придворных дам, но и... полистав «Журнал мод». Восемнадцатому столетию мы обязаны появлением и такой галантной вещицы, как модный дамский журнал.

Для изготовления причёски использовали проволочный каркас или обыкновенные прутья, шиньоны, специальные валики и подушечки, на которые начёсывались собственные пряди модниц. Чтобы причёска не распадалась, её закрепляли булавками, шпильками и заколками, покрывали жиром, бараньим салом и обильно посыпали пудрой (состоящей из яичных белков и муки).

«…четыре парикмахера вот уже шесть часов подряд трудятся над королевской причёской. 302 локон на затылке упорно развивается, и парусная лодка, водружённая на взбитом коке, грозит свалиться. Королеве надоело прикрывать лицо бумажным щитком, и пудра, которой в изобилии были посыпаны её волосы, белой массой облепила лицо» (Г.Серебрякова. «Женщины французской революции»).

Появляются среди парикмахеров знаменитости. Самым известным французским мастером был Легро. Он первый начал разрабатывать прически в соответствии с типом лица. В 1757 году Легро основал парикмахерскую академию.

Знаменитые парикмахеры того времени были столь же популярны, как модельеры. Парикмахеры никогда не повторяли дважды своих изделий. Парижский журнал мод "Курьер моды" помещал в 1770 году в каждом выпуске около девяти новых причесок , что составляло 3744 причёски в год.

Поскольку сложные сооружения на голове требовали нескольких часов работы, то, естественно, женщины причесывались не ежедневно. Даже аристократки делали это раз в 1-2 недели. Мещанки и того реже - раз в месяц. Волосы дам кишели насекомыми и пахли прогорклой помадой.

С французской буржуазной революцией прическа упростилась, волосы укоротились. Прическа перестает быть сословным показателем. Признавались распущенные волосы; их длина не имела значения. Законодателями мод были теперь горожане. Красить волосы стало не актуально. Парики носили уже крайне редко.

При Наполеоне снова входят в моду римские прически . Заколки, гребешки, ленты, диадемы настолько плотно вплетались в голову , что волос почти не было видно. Снова восторжествовал шиньон в паре с "собачьими ушами" - полукруглыми локонами, спущенными на уши. Ощущалась острая нехватка пудры для париков, поэтому любителей париков облагали налогом.

Француз Марсель в 1875 году изобретает горячую завивку при помощи раскаленных щипцов.

В России в 80-х годах XIX века наблюдается расцвет парикмахерского искусства. Когда прически стали делать из фальшивых волос, самыми лучшими признавались русские волосы, хорошо поддающиеся окраске. В России резчики скупали по деревням косы у крестьянок за ленты, бусы, кольца.

Спрос на парики рождал повышение цен на них. Те, кто не имел денег, делал парики из овечьей шерсти, конских хвостов, морских водорослей, волокон проса и кукурузы.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________-

Часто мода на аксессуары возникала случайно, стихийно, под влиянием момента..

Например так случайно возникла мода на причёски украшенные фонтажем (кружевной подвязкой)

Историю её появления связывают с фавориткой французского короля Людовика XIV — Анжеликой Фонтанж. Однажды во время охоты у 18-летней прелестницы ветром растрепало волосы, но девушка не растерялась — оторвала подвязку и завязала волосы в пучок на макушке, что очень понравилось королю.

На другой день все придворные дамы были с "фонтажем". Фонтанж полюбили и в России. Аккуратное и изящное вначале, со временем, оно выросло до 60 см в высоту.

Почти всегда был скрытый, реальный мотив к возникновению моды на что-то. Частенько совершенно лишёный романтичного флёра.

Например с неким событием в личной жизни Марии-Антуанетты связана одна резкая перемена в моде на прически. В 1785 году после родов она... облысела. Королеве Франции пришлось надеть парик, густые кудри которого и стали самыми модными в конце XVIII века.

0

9

Древняя Русь

Прямой продолжательницей замечательных гигиенических традиций античности и Византии стала Русь.
Конечно, в силу климатических условий банные процедуры у нас носили несколько иной характер, но, что самое важное, они являлись неотъемлемой частью жизни всех слоев общества.

Древние славяне, бывшие, как свидетеьствует история, крепким и здоровым народом, жившим в словиях сурового климата, применяли массаж и баню в целях закаливания организма. В ходу были растирающие движения по всему телу вместе с похлопыванием и стеганьем тела березовым и дубовым вениками. Об этой форме массажа, которая у древних славян называлась хвощеванем”, говорит тот факт, что часто одно племя платило другому дань березовыми вениками как предметами первой необходимости.

В летописях Нестора (ок. 1113г.) есть такое описание: “Как ся мыют, хвощут… видех бани древяны и пережгут их вельми, и сволокуться, и будут нази, и обольются мытелю, и возьмут ветвие и начнут ся бити… и обливаются водою студеную и так живут”.
Баня была самым чистым помещением в усадьбе. Вот почему наряду со своим прямым назначением она использовалась и как место, где принимали роды, осуществляли первый уход за новорожденным, вправляли вывихи, делали кровопускание, лечили простуду и болезни суставов, растирали лекарствами, сваренными из трав, масел и пр.

Английский посланник Дж. Флетчер с нескрываемым изумлением писал в своем очерке «О государстве русском»: «Они ходят два или три раза в неделю в баню, которая им служити вместо всяких лекарств. Вы нередко увидите, как они для закалки тела выбегают из бань в мыле и, дымясь от жару, как поросенок на вертеле кидаются нагие в реку или окатываются холодной водой даже в самый сильный мороз» .

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________

(В эпоху средневековья в Европе тоже не сразу стало совсем плохо с гигиеной, хоть и наблюдался некий общий упадок культуры и санитарно-гигиенических норм. Но несмотря на отсутствие канализации богатые европейские горожане утром принимали горячую ванну в деревянной бадье)

В подвалах замков были оборудованы парилки с деревянными полами и лавками. В предбанникке хранились огромные кувшины с настоями ароматных растений и трав. Были выпущены правила поведения, предписывающие перед едой и особенно утром омовение рук и лица .

В средневековых замках во Франции сохранились небольшие помещения с фонтатном посредине, на стене или на поверхности фонтана была сделана надпись в назидательном характере: “нужно мыть руки, чтобы быть чистым, идя к столу”.
Позже в учебниках хорошего тона 16 века настойчиво продолжают напоминать о том, что ”лицо и руки рекомендуется мыть ежедневно”.

Но постепенно стал наблюдаться общий упадок культуры и санитарно-гигиенических норм.
Философ и писатель Монтень очень сетовал на то, что перестали принимать ежедневные ванны, способствующие восстановлению бодрости духа.
Он писал: “Я высоко ценю полезную для здоровья ванну и думаю, что мы навлекаем на себя недомогания, утратив обычай, соблюдавшийся в прежние времена”.

В домах богатых горожан и знати продолжали подавать дорогие миски или небольше тазики с водой для полоскания рук, но обычай мыть руки перед едой постепенно был утерян. Вместо этого гости в угоду хозяину обмакивали кончики пальцев в воду быстро вытирая их салфеткой.

0

10

Спасибо, было интересно. Хочу ещё добавить, что помимо блох и прочих насекомых в дорогих причёсках знатных дам порой заводились мыши, ну и естественно, чтобы не испортить причёску, спать приходилось в ужасных позах, но никак не горизонтально)

Колдунья написал(а):

кий барон, вернувшись с охоты, вошел в опочивальню супруги и взгромоздился на нее, дабы исполнить супружеский долг.

Жесть, он наверно пьянущий в хлам с охоты пришёл, как можно так ошибиться?  :huh:

0

11

Колдунья
Согласен с Вампиром, очоч интересная статья)

0

12

Статья интересная)) Но сильное злоупотребление гигиеной помоему это тоже бред) И кстате кто что думает по поводу чем лучше мыть голову?)))) Шампунями даже не говарите ( Чем чаше мы шапунем моем волосы тем быстрее они потеряют цвет да и не только.)

0

13

Да, понятия комфорта тогда не существовало.

И даже богатство и роскошь не предполагали комфорта, удобства....

0