«Черная культура»
Статья написана О. Лобовой в соавторстве с доктором наук Князевой М.
______________________________________________
Мы утратили систему прежних духовных ценностей и ориентиров, а новые так и не сумели создать. В настоящее время ситуация настолько обострилась, что под угрозой исчезновения находится вся наша страна. Существуют различные пути исследования того, что сегодня происходит с нами. Новая наука культурология предполагает самый общий взгляд на происходящее.
Крупнейший культуролог ХХ-го века А. Дж. Тойнби пишет: «В настоящее время огромная масса людей все еще остается на том интеллектуально-нравственном уровне, на котором они пребывали и 150 лет назад, когда новые гигантские социальные силы только начали появляться. Мера нравственного убожества и деградации современного человека в полной мере видна на страницах «желтой прессы». В извращенности западной прессы ощущается властная сила современного западного индустриализма и демократии, стремящейся удержать основную массу людей, и без того ущербную в культурном отношении, на как можно более низком уровне духовности». Тойнби приходит к выводу, что стагнация человеческой личности (пресечение роста становления человека) является фундаментальной причиной кризиса, с которым столкнулась западная цивилизация в наши дни». Культура — не область развлечения и досуга, это то, как мыслят и действуют люди. Она не довесок к экономике и политике. Наоборот — и экономика и политика — это части культуры. В мире создается система ложных ценностей — «черная культура» — плод развития технократической цивилизации, основанной на культе потребления. Мы все в большей или меньшей степени становимся ее жертвой, она болезненно искажает душу. Особенно она опасна для детей. С «черной культурой» каждый из нас сталкивается ежедневно, когда включает телевизор и видит агрессивные детские мультфильмы, фильмы ужасов, боевики, навязчивую нескромную рекламу, которая склоняет человека к употреблению огромных масс товаров и услуг. Мы наблюдаем черную культуру в возросшем интересе к патологии, к нездоровым проявлениям человеческой личности. В конце ХХ-го века изображение патологических процессов в человеческой душе становится все более очевидной задачей искусства. Искусство не только исследует, но все больше становится провокатором такого деструктивного развития человеческой личности. Эта тенденция совпадает с тайными интересами цивилизации потребления, технократической цивилизации, которая получила одно из наименований — «цивилизация инстинктов», потому что, чтобы развивалось неограниченно производство, а, следовательно, и капитал, нужно получить потребителя, который способен безгранично потреблять. Гармоничный человек, устойчивый человек, всегда имеет естественные ограничители, он умерен в потреблении, и принцип аскетизма на самом деле заложен в структуру всех здоровых культур (не зря говорят «талант должен быть голодным», большинство лучших произведений были созданы в периоды лишений). Безгранично потреблять будет только деформированная личность. Для того чтобы получить человека, способного поглотить все эти баллоны «Пепси-колы», прожевать фуры этих жвачек, нам нужно получить потребителя, в котором будет какой-то внутренний зуд, то есть этой цивилизации нужен невротизированный человек, ей нужен человек, боящийся, тревожный, постоянно чем-то неудовлетворенный, для того, чтобы он заедал, запивал и искал другие способы анестезирования той духовной неустойчивости, которая в нем должна поддерживаться. Чтобы изжить тревогу, мы бросаемся в магазин. «Товарная анестезия» — путь самоуспокоения. «Черная культура» призвана создать нужный цивилизации ущербный, траченный, неустойчивый тип личности.
Каким образом себя реализует «Черная культура», как она работает с человеком. Она функционирует на системе подмен. Первая подмен: любое произведение искусства представляет собой энергетическую структуру, ловушку: человек должен войти в нее с одной энергетикой, пережить определенный эмоциональный и энергетический вираж, и выйти в другом состоянии. Этот вираж в эстетике называется «катарсис»: очищение через сострадание. Энергетический сдвиг предполагается и в «черной культуре», но происходит он без катарсиса, на другом механизме — это механизм шока («Шок- это по-нашему»). Причем этот шок приводит не к очищению, а к очень сильному деструктивному переживанию. Человек, который смотрит, как палач мучает жертву , должен отождествлять себя с кем-то, но не может идентифицировать себя ни с тем, ни с другим, не может представить себя жертвой, но не может стать и палачом, потому что это жестоко, аморально. Человек переживает, не сопереживая, происходит эмоциональная сшибка. Почему эти произведения черной культуры действуют, как анестезия? Многажды перейдя порог восприимчивости, человек эмоционально оглушается, как бы глохнет, его запас эмоций истощен, он растрачивает природную сострадательность, утрачивая жар живой реакции — он становится не просто холоден, но в него закладывается тотальное равнодушие к проявлениям зла. Современный россиянин видит сцены насилия около 100 раз в сутки — 4 раза каждый час.
Второе качество «черной культуры» — больное воображение, больное видение. Нам показывают бесконечное количество видений, которые сходны с теми галлюцинациями, бредовыми переживаниями, которые в психиатрии называются продуктивной симптоматикой при шизофрении, то есть происходит искусственная шизоизация общества.
Третье — это отсутствие скрытых вещей. Надо сказать, что один из принципов, по которому развивается любая культура — тайнодействие. Любая культура основана на принципе тайных вещей, которые не могут быть предметом повседневного касания. «Черная культура» снимает все тайные покровы. Открытость и доступность всего приводит к таким вещам, как цинизм, а рядом с ним всегда аморализм. Поэтому в «черной культуре» хорошо то, что делает сильный. Показывается победа вероломства, Воспевается предательство — тот, кто стал более страшным хищником, тот и прав.
Четвертое — это эротизм и открытый показ, постоянная демонстрация интимных сторон человеческой жизни. Об этом писал О. Шпенглер в «Закате Европы». Он говорил, что один из признаков кризиса и распада цивилизации — превращение всех сторон человеческой жизни в спорт. Политика — спорт, наука — спорт, любовь — секс, спорт. Как спортивные фигуры, лишенные всякой окраски, показываются интимные моменты человеческой жизни.
Пятое — механистичность: каждое произведение не является единственным, уникальным, неповторимым (оно создано по законам жанра). Связанный с этим серьезный момент — тенденция тривиализации, упрощения отношения к жизни, к людям, отказ от высоких чувств, высмеивание высоких переживаний. Происходит интеллектуальная редукция, огрубление, упрощение и уплощение сознания. И вместе с этим заложен большой заряд недоверия к интеллектуализму, к умным, образованным людям. Эта культура не предполагает высшего ранга человеческих отношений. Она создает «клише» поведения. В ее стволе — культ смерти и зла, стремление к расщеплению человеческой личности, зомбированию, психической редукции. Ее работа — патологизация личности, распространение психического рабства. Она закладывает в подсознание человека программу саморазрушения.
Статья взята с http://tulagoth.narod.ru