Сочинени Геродота — не история в современном смысле слова. Хотя основным сюжетом для неё стала история греко-персидских войн (вторая половина представляет собой последовательный исторический рассказ о греко-персидских войнах, заканчивающийся на известии о занятии эллинами Сеста в 479 г. до н. э.), автор попутно создаёт настоящую энциклопедию, содержащую географические, этнографические, естественно-исторические и литературные сведения. Первая половина содержит в себе рассказы о возвышении Персидского царства, о Вавилонии, Ассирии, Египте, Скифии, Ливии и проч.
Единство изложения достигается в известной мере и тем ещё, что с первых слов и до конца историк имеет в виду проследить борьбу между варварами и эллинами.
Геродот из Галикарнаса собрал и записал эти сведения, чтобы прошедшие события с течением времени не пришли в забвение и великие и удивления достойные деяния как эллинов, так и варваров не остались в безвестности, в особенности же то, почему они вели войны друг с другом
Этот первостепенный по своей важности труд античной историографии дошёл до нас во множестве списков X—XV вв. на греческом языке и был впервые опубликован (в переводе на латынь) Лоренцо Валлой в конце XV в. н. э. Одной из главных проблем, встающих перед исследователем, изучающим наследие этого греческого автора, становится вопрос о тех задачах, которые ставились при написании этого труда в целом и того или иного логоса в частности. Некоторые историки, например Э. Д. Фролов, считают, что Геродот работал по строго продуманному плану, в связи с чем указывают на наличие у него «главной темы, сводящейся к росту персидского могущества и развитию греко-персидского конфликта.
Однако такой антиковед, как С. Я. Лурье, был убежден, что труд Геродота первоначально представлял собой лишь географическое и этнографическое описание земель, в которых он, много путешествуя, побывал, и лишь затем начал оформляться в идейно цельное произведение. Основанием для такого предположения служит то обстоятельство, что сам Геродот придавал значение самостоятельных произведений тем частям своего труда, которые обладают тематическим единством. Он постоянно ссылается на отдельные логосы: египетский, скифский и т. п., которые, как и предполагает большинство исследователей, были написаны им до создания своего универсального труда. Именно поэтому, как считает С. Я. Лурье, основной задачей Геродота, помимо описания Греко-персидских войн, было «дать отчет о своем путешествии с указанием величайших и главнейших сооружений греков и варваров. В частности, Египту Геродот уделил больше внимания, чем другим странам, «потому что в этой стране более диковинного и достопримечательного сравнительно со всеми другими странами.
Но только интересом к «достопримечательностям» сложно объяснить свойственный Геродоту историзм: попытку дать, во-первых, хронологически стройную, а во-вторых, наиболее правдоподобную версию изложенных событий. Однако, как отмечает С. Я. Лурье, Геродот не смог увидеть резкой разницы между сказочным материалом, относящимся к незапамятным временам, и историческими фактами ближайшего времени — в обоих случаях он, руководствуясь рассудком, пытается выбрать наиболее правдоподобную версию. В основу подобного подхода к истории легло, с одной стороны, представление о любом, даже самом фантастическом мифе, как о искаженной домыслами исторической правде, а с другой, — традиция критического отношения к источнику — чаще всего эпическому преданию — на основе личного опыта, ведущая ко многочисленным искажениям и домыслам при попытке интерпретации событий недавнего прошлого.
То же самое касается и попыток Геродота выстроить стройную хронологию описываемых событий: опираясь в основном на устную традицию, он зачастую просто не располагал достоверными данными — особенно когда речь шла о событиях глубокой древности. В связи этим описание Геродота в значительной мере расходится с данными памятников, что дало повод к суровой критике автора.
Однако, несмотря на все свои недостатки (излишне оптимистическое отношение к источникам, отсутствие достоверной хронологии, объяснение исторических фактов действием иррациональных сил),— из-за объёма и самого характера изложенного материала — «История» Геродота остаётся непревзойдённым источником по истории Ойкумены VI—V вв. до н. э.
«История» Геродота
Страница: 1
Сообщений 1 страница 2 из 2
Поделиться12010-08-06 19:53:40
Поделиться22010-08-06 23:36:19
Геродот велик
Страница: 1