† Мир Готики † Gothic World †

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Великие богини

Сообщений 1 страница 7 из 7

1

Кали: великая богиня - мать

Только Кали должна почитаться в кали-югу.

Шакта-прамода

  Тантризм — это, прежде всего, шактизм. А шактизм немыслим без почитания Шакти Дэви, Великой Божественной Матери. Среди бесчисленных почитаемых форм и образов Богини особое место принадлежит загадочной, одновременно манящей и пугающей, всегда будоражущей душу и никого не оставляющей равнодушным к Себе грозной Богине Кали.

Писания индуизма и Тантры полны восхвалений в адрес Кали, а в традиции “тантры левой руки” Кали — основной и центральный объект поклонения.

В кулачаре, самой эзотерической из всех тантрических ачар “левой руки”, тантрик постигает полностью свое мистическое единство с Кали, а через Ее милость — и с Самим Шивой. Поэтому и преданность Матери Кали естественным образом возникает в тех людях, чья душа уже вполне созрела для практики кулачары. “В результате благих заслуг, накопленных в течении многих перерождений, практики аскетизма, пожертвований и строгих обетов, сознание садхаки, отринувшего все грехи, склоняется к кулачаре. Разум того, кто погружен в практику кулачары, быстро очищается. Тогда возникает спонтанная преданность лотосным стопам Изначальной Кали”, — говорится в “Маханирвана-тантре” (7.99-100). То, что практика кулачары приводит к состоянию единства с Кали, подтверждается следующими словами “Кали-тантры”: ”В садхаках, достигших истинного знания Кулы, проявляется присутствие Калики”.

Имя Кали производно от санскритского слова кала, обозначающего черный цвет. В этом содержится глубокий эзотерический смысл. Подобно тому, как черный цвет поглощает в себя все прочие цвета, Кали поглощает и содержит в Себе все мыслимые формы и проявления Бога — от самых милостивых и благостных до гневных и ужасающих. Люди с поверхностным восприятием Божественной Реальности обычно привязываются лишь к слащаво-благостным формам Божества. Таких людей можно сравнить с восторженными солнцепоклонниками, ликующими при свете дня, когда не видно ничего такого, что могло бы сравниться с солнцем как источником жизни и света. Но с наступлением ночи каждый убеждается, что на фоне безбрежного чернеющего неба таких “солнц” — неисчислимое количество. Так же все почитаемые разными религиями формы Бога — лишь тускло мерцающие “звезды”, частичные проявления силы и энергии бесконечно могущественной Кали. Именно в Ней Божественная Реальность может быть почитаема во всей Своей необъятной полноте. Поэтому из всех форм Матери-Богини именно Кали олицетворяет Собой Изначальную Шакти (Адья-Шакти), от которой производны все прочие божественные формы — как женские, так и мужские, ибо, говоря словами “Гандхарва-тантры”, “мужская форма, женская форма, любая форма вообще — все формы, несомненно, — проявления Ее Высшей Формы”.

Более подробно: http://yoga-shambhu.ru/biblio_texts/kali.html

0

2

Великая богиня Луна

Языческая богиня.

Животное, человек, божество — три слагаемых того сложнейшего организма, который мы по привычке называем Homo Sapiens. Современная мысль, насильно разделившая единство этой триады, расставила все по своим местам, и в результате люди забыли, как о своей животной, так и о своей божественной природе. Пониманию мудрецов древности, в отличие от нас, был доступен смысл целостности мироздания, и ведали они людей, рожденных от богов, и богов, обращавшихся в животных.
Превращения, метаморфозы, перетекание одной формы жизни в другую является одним из самых распространенных мифологических мотивов, свойственных самым различным культурам. Мотив превращения, трансформации, перерождения и качественного видоизменения настолько распространен и всеобъемлющ, что его можно было бы назвать одним из базовых архетипов человеческой психологии. Человеческому сознанию свойственно умение черпать из окружающего мира образы реальной действительности и трансформировать их в определенные мифологические схемы, выражающие ту или иную смысловую концепцию. Идея «текучести», изменчивости всего мира, выражением которой в мифологических традициях и стали мифы о превращениях-метаморфозах, могла возникнуть из самого естественного наблюдения за окружающей человека природой. Рост, развитие, увядание и смерть всего живого, циклическая смена сезонов года и, конечно же, постоянная смена фаз Луны не могли не оказать своего воздействия на формирование человеческой психологии, в которой в результате суммарного воздействия объективных природных факторов возникло устойчивое представление о том, что все преходяще и нет ничего в физическом мире, что не было бы подвержено тленью и разрушению.

Природа физического мира такова, что он сам себя порождает, и сам себя пожирает, подобно змею, кусающему свой хвост. За рождением следует смерть, за смертью — новое рождение, и так бесконечно, до тех пор, пока мир пребывает в состоянии смешения Добра и Зла, Света и Тьмы, созидания и разрушения, жизни и смерти. Это было бы чудовищно и несправедливо, смене рождений и смертей не было бы никогда конца, если бы физический мир не составлял единства с нетленным духовным миром. Смена дней и ночей, лет и зим, веков и тысячелетий — проявление движения времени — времени, которое в нашем физическом мире движется по кругу, увлекая в свое движение все воплощенное мироздание. Символом времени, пребывающего в постоянном движении, но ограниченного самим движением, является Кронос, порождающий и пожирающий своих же детей. В авестийской традиции греческому Кроносу соответствует Зерван Карана — Время ограниченное. Зервана Карана зороастрийцы почитали, как владыку материального мира Гетиг, а в движении небесного свода усматривали воплощение его реальной власти. Но постоянное движение изменчивого воплощенного мира под водительством Зервана Карана не в силах нарушить абсолютного покоя идеального духовного мира, в котором царствует Зерван Акарана — Бесконечное Время. В мире Меног — духовном мире — нет прошлого, настоящего и будущего, Акарана — это вечность, это Слово Божье, разлитое в бесконечном времени и пространстве. Древние понимали диалектическую неразрывность воплощенного и невоплощенного миров, и они говорили: «Все меняется, но в сущности не меняется ничего».

Следует отметить, что к пониманию существования духовного психического мира люди пришли далеко не сразу. Открытие ими вечного несотворенного идеального мира, построенного по высшим законам космической гармонии, произвело переворот в мифологическом сознании человечества. На смену хтоническим, земным божествам эпохи матриархата, пришли патриархальные божества, символизирующие горний огненный мир. Женские божества, воплощающие собой производительные и разрушительные силы природы были основным предметом поклонения во времена племенно-родового строя, сама сущность которого состояла в формировании социальной структуры вокруг самой старшей женщины в роду. Прародительницу племени обожествляли, ей поклонялись и приносили подношения. Женское иррациональное начало было доминирующим до тех пор, пока необходимость в постоянном монотонном труде не породила жажду знаний и желание усовершенствования реальных условий жизни. Знание стало прерогативой мужчин и, как следствие, в мифологии стали появляться мужские божества, в чьи функции входило покровительство различным ремеслам и наукам. Наступила новая эра — патриархальная эра научно-технического прогресса, но в результате поисков пытливого человеческого ума земля и само человечество оказались перед лицом угрозы уничтожения всего живого. Вряд ли стоит судить о недостатках матриархального общества, но тот факт, что идеология патриархального человечества на протяжении веков способствовала унижению достоинства представительниц прекрасного пола, заставляет задуматься о преимуществах патриархата.

luna selena.jpg
карта Таро. Луна. Селена (греч. Σελήνη) — богиня луны в греческой мифологии, известное также под именем Мена (Мене). «Титанида», дочь Гипериона и Тейи. Селена - греческая богиня Луны(лат. Luna), дочь Гипериона и Тейи(Фейи), сестра(в различных вариантах - супруга или дочь) Гелиоса и Эос. Её возлюбленным был Эндимион.

Восстанавливая историческую справедливость, мы должны воздать хвалу женскому рождающему началу и на время оставить в покое патриархальных богов, не познавших смертных мук, но и не изведавших радости возвращения к жизни. Объектом нашего внимания будет богиня Луна — умирающее и воскресающее божество производительных сил природы. Поскольку в различных регионах, живущих по своим внутренним социально-культурным законам, общая для всех народов концепция женского природного божества преломлялась в призме этнических различий, мы в настоящий момент являемся свидетелями бесконечного разнообразия имен одного и того же божества, выполнявшего одни и те же функции, независимо от реального географического места распространения данного культа.
Несмотря на многообразие имен Великой Богини и некоторые внешние различия в отправлении культа Женского природного божества у различных народов, мы все-таки можем констатировать тот факт, что самые различные варианты «женского культа» имели единую религиозную концепцию. Концепция эта заключалась в идее мистериальной символической смерти на алтаре богини ради последующего воскрешения и освобождения. Земная религия Женской богини поднимала человека к небесам, с которых он некогда пал, облачившись тяжестью физического тела. Подобно Древу жизни и смерти, корнями уходящего в глубины Тартара, а ветвями поднимающегося до высот Олимпа, Богиня природа ежегодно покрывается весенней зеленью, созревает плодами, и завершив очередной круг, умирает, осыпаясь листвой, и падает в землю семенем — залогом будущей жизни. И так без конца в этом мире, где живут люди, живут и умирают для того, чтобы родиться вновь.

Великая богиня считалась бессмертной, неизменной и всемогущей. Религиозное мировоззрение матриархального общества обходилось без идеи отцовства. У богини, земным воплощением которой считалась самая достойная женщина рода, были супруги-соправители, но они не выполняли какой-либо важной социальной функции. Мужчины боялись своей богини-матери, поклонялись и подчинялись ей. Материнство считалось главным религиозным таинством и в нем видели залог дальнейшего существования и процветания рода. Очаг, за которым женщина-мать следила в хижине или пещере, являлся самым древним социальным центром, источником мистического притяжения для всех членов большой семьи. Изначально жреческие функции принадлежали представительницам слабого пола. Сакральная функция поддержания животворного пламени считалась самой священной во времена палеолита и неолита.

0

3

Баба Яга

Баба Яга, пожалуй, один из наиболее популярных и загадочных персонажей народных сказок. В то же время она воспринимается скорее как персонаж отрицательный по отношению к героям сказки, хотя и может оказать услугу путнику. Вторая отличительная черта Яги, ее отношение к маленьким детям, чаще всего сиротам, которых она жарит в печи и съедает. Именно эта ее черта и послужила прообразом множества рассказов о кровавых обрядах язычников. Насколько же правомерны сии представления, я и попытаюсь разобрать в этой статье. Но, прежде всего, обратимся к истокам образа Бабы Яги. Так М. И. Без-Корнилович в книге "Исторические сведения о примечательных местах в Белоруссии с присовокуплением и других сведений к ней же относящихся" пишет: "За рекою Полотою в поле находится озерко Воловое: о нем есть предание, будто бы в древности... при оном озере стояли капища Перуна и Бабы Яги"1. Стало быть, Баба Яга была полноправной Богиней и почиталась нашими Предками наравне с таким Богом как Перун. Интересен также сам факт установки куммира Яги рядом с образом Перуна, но об этом я скажу ниже. Другой образ, отождествляемый исследователями с Бабой Ягой, - призрачная и неуловимая Златая Баба, чей куммир пытались отыскать множество исследователей и охотников за сокровищами (ведь культовая статуя, по преданию была отлита из чистого золота), но всегда ей удавалось ускользнуть от чужих глаз.

Следы Златой Бабы встречаются от Поволжья до Урала и Сибири и культ ее, вероятно, идет еще со скифских, а может и арийских времен, когда на этих территориях располагалась Арианам Ваэджа - Земля древних Ариев. Почитали ее и коренные народы Сибири: остяки, вогулы и др., и даже ставили ей святилища в виде "уров" - маленьких избушек "на курьих ножках", т.е. на высоких гладких столбах. Вовнутрь сиих избушек и помещали куклы-иттрамы Златой Бабы, одетые в национальные одежды. Именно сии святилища, по мнению некоторых исследователей, послужили для описания в сказках образа Бабы Яги: "живет она в маленькой избушке на курьих ножках, такой маленькой, что, лежа в ней, Яга занимает всю избу"2, но думается мне, что сей образ все же говорит более о той узости границ, которые были определены Великой Богине народной сказкой в период торжества христианства. Как же получилось, что столь почитаемая Богиня - хранительница кХай - Живой Силы обратилась в страшилку для малых детей?

"Наниче ся годины обратиша". Есть такие слова в "Слове о полку Игореве". А. Андреев, исследователь русской культуры, так расшифровывает эту фразу: "Время понимается в народной культуре как своего рода течение, ток жизни. Хорошая жизнь - это хорошие времена, как только "жирни времена" оказались на дне Каялы-реки, тьма тут же покрыла свет русской жизни. Когда времена обращают ся наничь, целый народ оказывается в изнаночном, зазеркальном мире, где все не так, все наоборот, все противу правил. Попавший в наничье народ теряется и может погибнуть, поскольку наничь вывернута оказывается и вся его культура и система ценностей, которую он создавал тысячелетиями"3. Сии времена в Славянской Традиции именуются Ночью Сварога, когда рушатся все Устои и традиции и "вержеся Дивъ на землю". Див или Дый, как известно, был у Славян олицетворением Неба, таким образом, сия фраза означает, что Небо упало на землю, а значит, происходит нечто, что расценивается автором "Слова" как глобальная катастрофа, подобная гибели Атлантиды. Вот как произошло забвение образа Великой Богини и обращение ее в злобную старуху русских сказок. Но А. Андреев, долгое время проживший у стариков - хранителей Традиции пишет: "Старик, бывший моим первым учителем, подарил мне инструмент для возвращения утерянного времени. Он сказал: если времена вывернулись наизнанку, значит, чем страшнее в сказке чудовище, тем чудеснее, тем значимее было это божество в том Мире". Воспользуемся и мы сиим инструментом, пытаясь выявить исходный образ Бабы Яги. И начнем с определения значения ее имени.

Словарь Фасмера дает следующие слова, родственные имени Бабы Яги: лит. Jega - "сила", вин. п. ед. ч., Jega, nuojega - "состояние", jegti, Jegiu - "мочь, быть в состоянии", лтш. Jega - "смысл, разум". Таким образом, ее имя соотносится как-то с понятием Силы или состояния Силы, да еще и с разумом. Как же увязать все это? Все встанет на свои места, если обратиться к словам хранителей Древнерусской Веры: "простые люди называли Богиню по-разному, но обязательно с нежностью, кто Бабушкой Йогой Златой ногой, а кто и совсем попросту - Йогиней-Матушкой"4. Вот оно, именно Баба Йога, так в древности звучало имя Богини. Само же слово йога имеет древнеарийские корни и переводится как "путь единения", а искусство йоги, по сути, является инструментом преобразования сознания, т.е. своеобразным посвящением. Это подтверждает в своем исследовании и А. Платов, пишущий, что Баба Яга, оказывается "напрямую связанной с магией руны Перт (P) - руны посвящений"5. И последнее указание на связь Бабы Яги с посвящением - расположение ее избушки на границе леса, воспринимаемой как грань Яви и Нави.

Теперь рассмотрим связь Бабы Яги с детьми. Как уже говорилось выше, Яга отождествляется исследователями со Златой Бабой, которая по описаниям свидетелей изображалась обычно как женщина с младенцем на руках и ребенком, стоящим подле нее. Весьма странное отождествление, но только на первый взгляд. Дий Владимир в своем труде описывает обряд посвящения детей-сирот жрицами Богини в одном из Капищ: жрицы, которых называли также йогами (ягами) собирали детей-сирот и приводили в Капище Рода, которое было высечено в горе и находилось в лесу у Ирийских гор (Алтай). Там дитя одевали в белые одежды, давали сон-траву и укладывали на помост, называемый - лапата. Лапата находился в специальном углублении в скале - Пещи Ра. Лапата была разделена выступом на две части - внешнюю и внутреннюю. Во внешнюю часть закладывался хворост, затем лапата задвигалась, и в Пещи Ра возжигали огонь. Для наблюдателей со внешней стороны казалось, что детей сжигали в печи. На самом деле, когда помост-лапата задвигался в Пещь Ра, специальный механизм опускал каменную плиту на выступ лапаты, и отделял углубление с детьми от Огня. Сие обрядовое действо означало смерть детей для внешнего мира и возрождение их как будущих жрецов. Похожую картину посвящения дает и болгаро-помакская "Веда Славян", согласно которой праотца Ория похищает из дома Юда Самовила - Старая Друда, тождественная Бабе Яге (само имя Друда - означает лесная) и уносит его в свою лесную пещеру. Там Орий "сега малу три години; Бога си служба служи", обучаясь и проходя посвящение во друдня (т.е. жреца Вышнего Бога)6. А поскольку в русских сказках, как и в "Веде Славян" сохранились моменты похищения Бабой Ягой детей из семьи, то обряд огненного посвящения должны были пройти не только дети-сироты, но и другие дети, не имеющие Права Крови (т.е. не принадлежащие к жреческому сословию по рождению). Проходя через очистительный огонь, умирая для своих родителей и всего мира, они обретали второе рождение, жизнью доказывая свое право на посвящение. И сие право они получали от хранительницы Путей двух миров - Бабы Яги. Дополнительным указанием на это служит и обращение к Яге - Баба. Бабой на Руси называли вовсе не старуху, а женщину, которая родила дитя. И само слово "Баба" означает - врата новой жизни, открытие врат новой жизни. Также особо следует отметить символизм печи и пещеры - и то, и другое служат архетипом материнской утробы и указывают, по сути, на второе рождение или перерождение человека.

Помимо того, что Баба Яга, как было рассмотрено выше, связана с детьми, она также в сказках помогает герою, но не всякому, а лишь тому, кто достоин. Причем помощь ее в большинстве случаев - указание пути. Таким образом, можно сделать вывод, что Баба Яга связана не только с посвящением детей, но и с инициацией вообще.
Триглав посвящения. Еще одна интересная особенность, встречающаяся как в сказках, так и в "Веде Славян" - троичность образа Бабы Яги. В некоторых сказках действуют три Ягинишны - либо три сестры, либо мать и две дочери. В "Веде Славян" с посвящением Ория также связаны три сестры Юды Самовилы. Исходя из этого, можно предположить, что изначален образ трех сестер, являющих собой особый Триглав посвящения. Проследить сей Триглав на Руси довольно трудно. Однако в полном объеме мы находим его в Индии в шиваитском тантризме, где божественная супруга Шивы Дэви, олицетворяющая Шакти (Силу или энергию Шивы) предстает в трех ипостасях: Кали, Дурга и Тара. Раса-вада - учение о трансмутации человеческого Духа говорит о восхождении к Солнечному Истоку посредством реализации основных аспектов Шакти - Лунной Силы Кундалини:

Кали - энергия времени и разрушения, ее лик ужасен, в своих правых руках она держит кинжал и человеческий череп; гирлянды из человеческих голов украшают Ее голову и шею; ожерелье из змей на Ее груди. На ней пояс из рук мертвых тел, ее глаза сияют как утреннее Солнце. Не правда ли, все это очень напоминает образ Бабы Яги - забор вокруг избушки из человеческих костей, черепа на колах, засовы из мертвых рук и черный сморщенный лик. Сходство просто поразительное. Да к тому же еще положение Бабы Яги, как и Кали - меж двух миров, между жизнью и смертью в состоянии глуби (или глубины), что обеспечивает доступ ко всем сокровенным знаниям. И именно к Бабе Яге и Кали идут "добры молодцы" за советом - посвящением, идут во глубь в состояние вне времени, проходя через смерть, чтобы родиться вновь. И вовсе не удивительно, что с приходом христианства на Русь образ Великой Богини, утеряв свое инициатическое значение, остался пугалом для детей.
Дурга - хранительница явного мира. Она предстает в облике грозной воительницы, сражающейся с демонами. В славянском пантеоне нет отчетливого соответствия ей. Но мне думается, что более всего связана Дурга со Златой Бабой. И хотя последняя не обладает чертами воительницы, но в ее образе охранительницы малых детей отчетливо проявляется забота о мире Яви.

Тара - Сила золотистого эмбриона (Хираньягарбха), из которого развивается вселенная. Т.е. Славянский аналог Тары, должен быть Богиней, олицетворяющей изначальную энергию Рода.
Человек, восходящий по Златому Пути, проходит полный круг обращения кХай. Приходя в избушку Бабы Яги - Кали, проходит через инициатическую смерть в очистительном огне и трансмутирует свой Дух в зародыш новой Жизни - хранителя как Ярг мира (макрокосма), так и Яр мира (микрокосма - своего тела и Души).
Но прежде чем делать окончательные выводы о сущности Бабы Яги, рассмотрим еще один аспект образа Великой Богини, который поможет нам определить ее происхождение и место в Славянской Традиции.
Костяная нога и змеиная натура. Кто же она, таинственная Баба Яга и откуда пришла на Русь? Ответ на сей вопрос скрывается в ноге. В сказках, мифах, легендах Баба Яга предстает неизбежно с одной характерной приметой. Ее нога то костяная, то златая, то деревянная, а в сказке "Иван-Царевич и богатырка Синеглазка" Баба Яга вообще предстает одноногой: "Ах ты, Бабушка-Яга, одна ты нога". Как показали исследователи, все одноногие Боги "так или иначе связаны с образом змеи. Связь эта настолько постоянна, что можно сформулировать правило: если миф сообщает, что у божества не все ладно с ногами, то "ищите змею"7. Правило сие, по-видимому, верно, так как Кали, которая генетически родственна Яге, определенно связана со змеями, являющимися ее постоянными атрибутами. Но есть и более близкий образ змееногой Богини. Речь идет о легенде, дошедшей до нас в пересказе Геродота о прародительнице Скифов. Согласно ей Геракл в поисках украденной упряжки коней встретил Ору - деву со змеями вместо ног. Она обещала вернуть ему коней, если Геракл станет ей мужем. Отдавая коней, Ора сообщает, что у нее от Геракла родится три сына, и вопрошает, что делать с ними, когда они вырастут. Геракл же завещал отдать сильнейшему землю, лук, пояс и чашу. В Геракле мы видим, очевидно, греческое восприятие прародителя Скифов Таргитая, тождественного расенскому (этрусскому) Херкле (Таг/Тархонт) и славянскому Тарху Даждьбогу (а значит Скифы - сыны Даждьбога!). А Ора - и есть тот образ Великой Богини Матери, что воплотился в Бабе Яге. Одним из важнейших указаний на это можно считать ее связь с водой и пещерой, куда она приводит Геракла. Сия культовая пещера и по наши дни существует на острове Перун на Днепре. Что касается воды, то связь ее с Навью и посвящением очевидна. Во-первых, с водой всегда связано понятие глуби - т.е. сокрытого, сокровенного. Во-вторых, сам архетип реки всегда соотносится с двумя первореками: Смородиной - рекой смерти-мора, отделяющей Явь от Нави, и Ирием - райской рекой, соединяющей землю и Небеса. Что и является классическим образом смерти и возрождения. Да и само имя Ора происходит от древнеарийского Ор - "сила, мощь" и, следовательно, родственно имени Яга.

0

4

Лада

Лада - славянская богиня любви и красоты. Именем Лада наши предки называли не только изначальную богиню любви, но и весь строй жизни — лад, где все должно было ладно, то есть хорошо. Все люди должна уметь ладить друг с другом. Жена называла любимого ладо, а он ее — ладушкой. «Лады», — говорят люди, когда решили какое-то важное дело, а в древности ладником называли уговор о приданом: лады — помолвка, ладило — сват, ладканя — свадебная песня.
И даже оладьи, которые пекли по весне в честь возрождающейся жизни, от того же корня.

Тогда же пели:
Благослови, мати,
Ой мати Лада, мати!
Весну закликати...

'Лада' Владимир Форостецкий И, конечно, мать Любовь давала свое благословение людям на призывание весны. Богиня Лада была известна многим европейским народам. Литовцы и их соседи, летты, во время купальских празднеств славили Ладу. Они пели: «Lada, Lada, dido musu deve!» («Лada, Лада, великая наша богиня!») — и приносили в жертву белого петуха.
Когда в XII веке до н. э. дорийцы завоевали Грецию, то они принесли с собой культ Лады, чье имя на их языке означало Госпожа. С тех пор наша Лада прочно поселилась в древнегреческой мифологии, она даже раздвоилась, став, в первую очередь, титанидой Лето (в Риме ее называли Латоной), матерью Аполлона и Артемиды. Интересно, что Лето и ее дети оказывали помощь троянцам (родственному предкам русов народу) против ахейцев. Затем она же воплотилась в возлюбленную Зевса — Леду, родившую близнецов Диоскуров.
Почему мы можем утверждать, что Лето и Леда это и есть славянская Лада, что у них общего, кроме сходства имен? Во-первых, все три богини были связаны с культом белого лебедя, священного животного Лады, имя которой означало, кроме прочего, «лебедушка». Зевс именно по этой причине явился к Леде в виде белого лебедя. А литовцы приносили в жертву Ладе белого петуха как замену лебедя (в самом деле, сложно было в те времена в Литве найти лебедей). Обе гречанки, Лето и Леда, родили божественных близнецов, а у Лады тоже была двойня — Лель и Полель.

Но в славянских землях Ладу почитали более, чем где-либо. Сохранились сведения о том, что в дохристианские времена в нижней части Киева, на Подоле, стоял величественный храм Лады. В центре стояла статуя божественно красивой женщины в розовом венке. Ее золотые волосы были украшены речным жемчугом, а длинное русское платье, перехваченное в талии золотым поясом, покрывали драгоценные и сложные орнаментальные вышивки. У основания статуи дымились благовония, лежали груды цветов, которые служители ежедневно заменяли новыми букетами.
Здание храма было традиционно построено из «живого» материала — дерева (эта традиция строго соблюдается, например, на Востоке — в Китае и Японии), сплошь покрытого серебряными пластинами. Тысячи горящих свечей отражались в этих серебряных плитах и сполохами освещали все вокруг. Действительно, это было поразительное, неземное по красоте, зрелище.
Домыслы Меховиты о том, что Лада соответствовала у язычников-поляков греческой Леде. В этом Меховита расходится с Длугошем, который утверждал, что у древних поляков Ладо соответствовал римскому Марсу. В настоящее время можно считать доказанным, что Длугош и позднейшие польские историки выводили языческого бога Лада или богиню Ладу из припевки "ладо", встречающейся в народных песнях. Примеры создания мифической личности из непонятой припевки встречаются в мифологии: так, греческий певец Линос обязан своим существованием припевке "ай лену" (ai lenu) финикийских песен. Наследовав богиню Ладу от историков XVI - XVIII веков, наши исследователи мифологии (Афанасьев и другие) старались подтвердить ее существование у славян ссылками на разные источники, оказавшиеся, по исследованию А.А. Потебни ("Объяснения малорусских и сродных народных песен"), весьма сомнительными. Достоверно только то, что припев "ладо" встречается в песнях весенних, летних и свадебных. Формы припева разнообразятся: "Ай дид, ой ладо", "диди-лади, ди-диладушки", "ой диди ладу", "диди ладой", "ой дид ладо", "ладо, ладо, ладо мое" и другие. Как в Саратовской губернии говорят "давайте дидикать", то есть играть хороводные песни, от припева "диди", так сербохорватский припев "ладо" дал производный глагол "ладати", то есть петь песни с этим припевом накануне Юрьева дня. Слово "лада" - старинное русское; в "Слове о полку Игореве" оно встречается в 4-х случаях, в применении к мужу; в нынешних великорусских песнях оно употребляется частью в женском роде ("я ищу себе ладу милую"), частью в среднем ("мое ладо ревниво").

0

5

Берегиня

Некоторые понятия славянской мифологии восходят к такой глубокой древности, что трудно и даже порою невозможно определить, как и почему они стали называться именно так и какую роль играли в жизни наших предков. Это некие безликие силы: берегини, упыри, навьи. Возможно, между ними даже не было четкого разграничения на благодетельных и вредоносных, они почитались с одинаковым рвением.
Постепенно формировались более четкие образы богов и богинь, приобретая конкретный облик. Поклонение берегиням стало сочетаться с поклонением Роду и Мокоши - покровителям плодородия.

Древние славяне полагали, что Берегиня - это великая богиня, породившая все сущее. Ее повсюду сопровождают светозарные всадники, олицетворяющие солнце. К ней особенно часто обращались в период созревания хлебов - это указывает на принадлежность богини к верховным покровителям человеческого рода. Берегиня

Некоторые ученые считают, что название «берегиня» сходно с именем громовержца Перуна и со старославянским словом «прегыня» - «холм, поросший лесом». В свою очередь, это слово родственно слову «брег», «берер». А ведь ритуалы по вызыванию, заклинанию берегинь свершались обычно на возвышенных, холмистых берегах рек.

Пожалуй, не менее значимо здесь слово «оберег». Ведь великая богиня должна была оберегать созданных ею людей!

Постепенно наши предки уверовали, что берегинь живет на свете множество, обитают они в лесах. Культ великой Берегини был представлен березой - воплощением небесного сияния, света, поэтому со временем именно береза стала особо почитаться на «русалиях»: древних языческих празднествах в честь берегинь - лесных русалок.

Согласно народным поверьям, в берегинь обращались просватанные невесты, умершие до свадьбы. Например, те девушки, которые покончили с собой из-за измены коварного жениха. Этим они отличались от русалок-водяний, которые всегда живут в воде, там и рождаются. На Русальной, или Троицкой, неделе, в пору цветения ржи, берегини появлялись с того света: выходили из-под земли, спускались с небес по березовым ветвям, выныривали из рек и озер. Они расчесывали свои длинные зеленые косы, сидя на бережку и глядясь в темные воды, качались на березках, плели венки, кувыркались в зеленой ржи, водили хороводы и заманивали к себе молодых красавцев. Каждый парень был для берегини утраченным женихом, и многих они свели с ума своей красотой и жестокостью.

Но вот заканчивалась неделя плясок, хороводов - и берегини покидали землю, чтобы опять вернуться на тот свет. В день Ивана Купалы люди устраивали им проводы: веселились, надевали маски животных, играли на гуслях, прыгали через костры.

0

6

Список Богинь:

Армянская мифология
    * Анаит — богиня-мать, богиня плодородия и любви.

Африканская мифология
    * Богиня Миноха

Гальская мифология

    * Кори — богиня Луны   :rolleyes:

Греческая мифология
    * Артемида Эффеская
    * Афина
    * Афродита
    * Деметра
    * Гера
    * Гея
    * Персефона

Древнеарабская мифология
    * Аллат

Египетская мифология
    * Исида
    * Хатор

Зороастрийская мифология
    * Анахита — богиня чистоты и непорочности

Индуистская мифология
    * Адити — богиня ариев Индии
    * Деви
    * Матри — в индуистской мифологии богини-матери
    * Шакти — богиня женского начала, Вселенская Мать
    * Радха — изначальная шакти в некоторых направлениях вайшнавизма

Кельтская мифология
    * Ану (Ана), Дана — матерь ирландских богов
    * Бригита

Малоазийская мифология
    * Амма — фригийская богиня
    * Ма — каппадокийская богиня
    * Кибела

Мифология Кавказа
    * Эос (мифология)

Мифология Центральной Америки
    * Сейба — богиня- мать майя
    * Атлатонин (аст. Atlatonin) — одно из имён ацтекской богини-матери

Мифология Южной Америки
    * Пачамама — Мать-Земля, богиня народов Анд

Римская мифология
    * Венера
    * Матер Матута (лат. Mater Matuta),
    * Юнона

Славянская мифология
    * Мокошь, Мока — богиня брака и родов, пряха, прядущая бесконечную пряжу
    * Рожаницы — женские божества плодородия, покровительницы рода, семьи, домашнего очага

Тюркская мифология
    * Умай

Шумеро-аккадская мифология
    * Иштар
    * Намму — богиня-мать, прародительница богов; участвовала в создании из глины первых людей.
    * Инанна
    * Нинхурсаг
    * Тиамат — богиня солёных вод, прородительница богов.

+1

7

Бабочка считается символом Великой Богини (Великой Матери, Magna Mater). Образ Великой Богини восходит к древнейшим временам истории человечества, к палеолиту. Это верховное божество олицетворяло одновременно небо и землю, жизнь и смерть. С Великой Богиней ассоциировались птицы и летающие насекомые. Одним из насекомых, представлявших богиню, и была бабочка. Отсюда поверья о том, что ведьмы могут превращаться в бабочек, что бабочки способствуют зачатию и предвещают войну (например, римляне называли бабочку feralis- "свирепая"), что бабочки - это души умерших.

0